Владимир Пермяков, прославивший в свое время собственное имя рекламой финансовой пирамиды «МММ», считает Эдварда Сноудена великим человеком, сравнивая его разоблачения и побег из США с жертвой Иисуса во имя человечества. Актер записал свои признания на видео и выложил их в интернет. Маловероятно, что Сноуден, как Мавроди, заплатил актеру за рекламный ролик. Поэтому у нас есть все основания считать откровения Лени Голубкова искренними.
Авторитет Сноудена в вопросах информационной безопасности решили использовать и на крупнейшей в мире выставке цифровых, телекоммуникационных и IT-решений, CEBIT-2015, всего несколько дней назад завершившейся в германском городе Ганновер.
На огромных мониторах выставочного комплекса то и дело мелькало уже знакомое всему миру лицо молодого человека в «битловских» очках, неутомимо вещающего человечеству о настигшей его катастрофе в области информационной безопасности и глобальной прослушке, организованной по всему миру АНБ.
Решение акцентировать внимание посетителей именно на вопросах защиты информационных технологий было не случайным. Во-первых, одной из ключевых тем выставки являлась «обработка большого массива данных и их безопасность». А во-вторых, открывавшая выставку канцлер Германии фрау Меркель совсем недавно лично столкнулась с такими явлениями как прослушка и кража информации. Телефон главы правительства долгое время прослушивался разведкой США и все ее секреты (читай, секреты государства Германия) сразу же становились доступны спецслужбам по другую сторону океана.
Казалось бы, на таком фоне не будет недостатка в посетителях со всего мира, да и из самой Германии, традиционно стремящихся не пропустить крупнейший мировой смотр современных технологий.
Однако, в реальности все вышло по-иному. Я практически ежегодно участвую в этих выставках, поэтому мне было с чем сравнивать. Если в прошлые годы почти все павильоны были «забиты» толпами посетителей и стендами международных компаний, то в этот раз создавалось впечатление, что в мире потеряли не только интерес, но и доверие к ежегодным премьерам IT-технологий. Даже в открытых павильонах площади были сданы не полностью, а где-то только наполовину. А многие размещались совсем не по своему профилю. Например, в нашем шестом павильоне, запланированном под информационную безопасности, большую часть площади почему то арендовала китайская компания, выпускающая… телевизоры и иную бытовую электронику.
В общем, несмотря на незримое присутствие Эдварда Сноудена и вполне зримое Ангелы Меркель особого ажиотажа не наблюдалось. Хотя в этом году выставку и посетили почти двести тысяч человек.
Видя такое разительное отличие от предыдущих лет, я раз за разом задавал себе вопрос о причинах неожиданной утраты интереса к новинкам технологий со стороны простых обывателей и специалистов, разрабатывающих и потребляющих электронные технологии.
Почему мир в самый разгар информационной войны и всеобщего хакерского наступления утратил интерес, например, к средствам защиты мобильных телефонов и компьютеров?
Мне показалось, что ответ я нашел на выставочном стенде соседей, крупнейшей канадской корпорации, ныне объединившийся в сфере информационной безопасности с германской компанией разработавшей криптографические устройства защиты. Создав совместные модели мобильного телефона и планшета, они на весь мир сразу же заявили о том, что их техника теперь будет надежно защищать пользователей от краж информации и хакеров. Заставить пользователей поверить в эти обещания по их логике должна не проверенная десятилетиями криптографическая надежность, а широкомасштабная реклама в СМИ с привлечением известных политиков и красивые слова о том, что новое устройство «возвращает миру свободу слова» и с ним «вы защищены от электронного шпионажа».
Мне оставалось только порадоваться за тех американцев, немцев, бельгийцев и французов, которые не пришли к их стенду и не воспользовались шансом вернуть себе настоящую «свободу слова».
И когда я задал одному из находившихся поблизости руководителей этой компании вопрос: «Почему, в отличие от наших изделий, представленных на выставке, в их буклетах нигде не указано, кто изготавливает ключи шифрования к этим «суперстойким» шифраторам?», то получил четкий ответ, что «это очень, очень технический вопрос, который по большому счету не должен волновать пользователей»… Кстати, и в рекламной брошюре их партнеров, представителей немецкой криптографической компании я нигде не нашел упоминания об этом...
Такой подход, откровенно говоря, меня поразил. Как же так? Неужели можно давать человеку гарантию информационной безопасности его мобильного телефона, не объясняя какими основными криптографическими функциями ее будут обеспечивать? Тем более, каждый день в прессе раскрываются случаи успешного информационного шпионажа и хакерских атак, не только против простых пользователей компьютеров, планшетов и мобильных телефонов, но и первых лиц государств?
И, может именно после такой неподкрепленной ничем рекламы, большинство людей стало безразлично, и даже с долей обреченности, относиться к собственной информационной безопасности, понимая, что большинство предлагаемых на рынке технологий для «гарантированной» защиты информации, даже от самых именитых производителей – на самом деле являются лишь психологическим средством самоуспокоения и пустой тратой денег, поскольку в реальности предназначены лишь для защиты от примитивных угроз, и ни в коей мере не спасают от реальной опасности!
Ведь не будем забывать, что сегодня хакеры имеют практически такие же мощности по дешифрованию информации, как и государственные спецслужбы.
А уровень защиты мобильных устройств и программного обеспечения, находящегося в массовом доступе, во многих странах сознательно ограничивается государственными законами, якобы помогающими бороться с терроризмом.
Каждый день видя чудесную рекламу «сильно защищенных» смартфонов, и одновременно становясь свидетелями того, как запросто хакеры взламывают электронную почту и мобильные телефоны президентов и премьер-министров, простые люди теряют веру в современную технику, и у них появляется безразличие к предупреждениям специалистов о том, что игнорирование правил информационной безопасности несет им явную угрозу.
Постепенно людей перестает волновать тот факт, что их частные телефонные разговоры и переписка в полном объеме хранятся в чьих-то архивах, и в любой момент могут быть выставлены на всеобщее обозрение. В свою очередь, они перестают бояться и наказания за кражу чьей-то информации. Посмотрите, сколько рядом с вами в последнее время было случаев, когда даже близкие люди тайно взламывали социальные сети друг друга и не считали это преступлением?
Мы вдруг стали совершенно спокойно относится и к электронным преступлениям против нас, и к собственным электронным проступкам… Предупреждения об информационной угрозе в обществе стали восприниматься, как надоедливые мухи, или как привычная заурядная реальность, с которой надо смириться.
Выступая на специальной конференции для участников выставки CEBIT, посвященной вопросам информационной безопасности, я попытался донести эти мысли до присутствовавших там менеджеров крупнейших IT-компаний и представителей правительственных структур из многих стран. Но до сих пор не уверен, что мои предостережения достигли цели.
Глобальные шпионские информационные технологии, разными способами утекшие от спецслужб к преступным элементам и ограничения в области криптографии для простых людей привели к тому, что электронный мир оказался по-настоящему беззащитен перед хакерами.
Это не только мой личный вывод. Практически то же самое в свое время сказал человек, возглавлявший ЦРУ и Белый Дом, выступая в Конгрессе с докладом об угрозах безопасности Америки. Президент Джордж Буш признал, что «хакеры и террористы могут прослушать любой ваш телефон и перехватить любую вашу почту». К сожалению, даже предупреждение такого могущественного человека оставило всех равнодушными!
К чему же мы идем? К сожалению, на волне такого равнодушия мир упускает момент, когда преступники начали захватывать наше информационное пространство.
Если не предоставить людям право пользоваться аппаратными шифраторами и технологиями, по-настоящему обладающими высокой криптографической стойкостью, я думаю, очень скоро мы столкнемся с ситуацией, когда хакеры получат возможность не только воровать информацию из наших электронных приборов, но и технологически влиять на нашу политическую и социальную жизнь: изменять движение самолетов и поездов, угрожать катастрофами на нефтезаводах и атомных станциях, а по незащищенным линиям связи даже зомбировать людей.
Вы не верите в такую реальность? Тогда вспомните фантастические фильмы и романы середины прошлого века, в которых общество будущего представляли безразличной толпой, игнорирующей грозящие ей опасности и стремящейся лишь к собственному удовольствию? К сожалению, такое общество уже существует в большинстве развитых стран Запада.
В этом я убедился наблюдая на германской выставке, как толпы народа совершено безразлично прогуливались под огромными мониторами с вещающим Эдвардом Сноуденом, предупреждающим мир об опасности глобальной информационной катастрофы. Судя по всему, жертва его оказалась напрасной. Несмотря на мнение доверчивого Лени Голубков, он явно не справился с ролью Иисуса, сумевшего повести за собой множество людей. Зато, как это часто бывает в отсутствие настоящего героя, его место может занять антипод. Сегодня нет никакой гарантии, что, воспользовавшись дырами в системе глобальной информационной безопасности в какой-нибудь стране, а может и во всем мире, к власти очень скоро не попытается прийти информационный «Гитлер».