Совсем недавно мы жаловались на то, что в нашем регионе нечего делать в выходные летом. И что мы наблюдаем сейчас? Событийный календарь, сформированный минтуризма, переполнен мероприятиями. Можно съездить в самый удаленный уголок и окунуться в атмосферу провинциальных верхневолжских городков. Именно за этой атмосферой, традициями, особенностями территории едут люди. Именно это ценно. Но все было бы замечательно, если бы не близость нашего региона к Москве.
Влияние столичной жизни неизбежно сказывается на предпочтениях нашего бизнеса. Конечно, стремиться к совершенству необходимо. Но сможем ли мы потянуть столичный уровень обслуживания туристов? Опыт показывает, что нет… На самом деле это и не нужно. Цель туристских мероприятий – показать жизнь в провинциальном городе такой, какая она есть, и научить местных жителей принимать себя такими, какие они есть. Не каждый осташ или новотор будет счастлив в Москве или Санкт-Петербурге. Приведу пример: я постоянно разговариваю с москвичами, которые окунулись в туризм, основали здесь по каким-либо уникальным причинам туристские объекты, фермы и другой бизнес, имея в столицах абсолютно понятные по доходам и статусные проекты. Но они не только занимаются здесь долгоокупаемым бизнесом, но и перевезли свои семьи жить к нам, в Тверскую область. Самое интересное, что довольны и родители, и их дети. Обучение в наших сельских школах разительно отличается от элитных столичных школ отношением педагогов к детям и глубиной подачи предметов, а также отсутствием конфликтов между учителями и детьми.
И, конечно, стоит отметить экологию: жизнь у нас – постоянное оздоровление. В связи с этим хочу задать вопрос: так ли плохо мы живем? Поэтому мне непонятно, зачем приглашать столичных консультантов для выстраивания идеологии наших местных мероприятий. Всем известно, что мы уже много раз платили деньги за сумасбродные стратегии, которые нам пытались навязать, за какие-то прожекты, которые не смогут осуществиться, потому что умрут по причине равнодушия местных жителей к ним. Народные мероприятия живут как раз потому, что становятся традиционными, сохраняют историю. Они находят отклик в душе местных жителей и будут жить даже при отсутствии бюджетов. И очень сложно, но крайне важно сохранить именно эту местную историю, незабываемый колорит территории. Не все проекты необходимо делать сразу модными. Надо сначала научить местных жителей любить себя и свои традиции, если они есть. И только после того, как территория почувствует самодостаточность, интерес не только столичных, но и зарубежных туристов к своей истории, можно начинать творить. Слишком раннее искажение истории на неустоявшемся туристском рынке ведет ко лжи, подмене понятий и критериев.
Наверняка вы догадались о том, что я имею в виде фестиваль «У Пожарского в Торжке». К таким уже ставшим узнаваемым мероприятиям надо относиться очень осторожно, ибо результат после их проведения может быть абсолютно противоположным. Эксперименты с пожарской котлетой в лаваше не имеют ничего общего с историей Торжка и, неизвестно, способствуют ли популяризации лаваша или Пушкина… Думаю, со временем мы легко можем увидеть в ларьках Торжка шаварму с пожарской котлетой – но к этому ли мы стремились, популяризируя фестиваль? Также нужно быть очень осторожными в приглашении на фестивали федеральных СМИ. Что они скажут на своих каналах, резюмируя посещение Торжка? Да! Было весело! Но в результате была и полемика о том, жирная ли еда – пожарские котлеты… Нашу историю просто попользовали для повышения рейтинга передачи, разработанной с совершенно другой целью ее вещания на канале.
Конечно, обвинять кого-то в отсутствии компетенций легко. И все же хорошо, что сложилась такая ситуация с фестивалем, которая показала, что событийными мероприятиями нужно заниматься с пониманием. Но необходимо создать условия, чтобы таких возможностей у недобросовестных консультантов не было. Нужны правила игры, которых на данном этапе нет. И ни министерство туризма, ни администрация Торжка не имеют возможности регулирования данных отношений и выстраивания правильной концепции проводимых мероприятий. Все это нужно делать. И мы должны будем этим заниматься.
Фото: Гастроном