Когда заходит речь о феминизме в России, можно услышать две полярные позиции:
1. феминизм не нужен вовсе, потому что не в наших это традициях и зачем вообще ломать систему, которая работала веками;
2. равенство давно достигнуто, и женщины имеют все те же права и возможности, что и мужчины.
Остановлюсь на втором варианте.
У меня есть знакомая, которая пожелала остаться неизвестной, для удобства назову ее Татьяной. В прошлом году Татьяна закончила магистратуру по специальности «Политическое управление». Девушка интересовалась феминизмом, участвовала в конференциях центра женской истории и гендерных исследований, писала работы на соответствующие темы. Неудивительно, что свой научный путь она решила продолжить в этом направлении.
Татьяна подала документы в аспирантуру московского вуза. Темой диссертационной работы девушка выбрала «Феномен "гендерной пирамиды" в современном российском политическом процессе» как продолжение своей исследовательской работы на основе накопленного за время обучения в бакалавриате и магистратуре материала.
Если кратко, то это о гендерной асимметрии в публичной политике, о количественном отставании женщин от мужчин на руководящих должностях в органах исполнительной и законодательной ветвях власти.
Реакцию на выбранную тему девушка получила неприятную.
«В Москве мне сказали, что гендерные исследования в России больше не актуальны. Проблемами равноправия должны теперь заниматься женщины Афганистана и Саудовской Аравии», - говорит Татьяна.
Опущу сейчас тот странный факт, что проблемами равноправия в вышеперечисленных странах должны заниматься почему-то только женщины, чье положение и так довольно непростое.
Итак, в качестве аргумента неактуальности выбранной темы приводилось то, что в нашей стране гендерное равенство вот уже 100 лет как достигнуто, и добиваться чего-то еще, а тем более, вести исследования в данной сфере, совершенно бессмысленно.
«К феминисткам даже мужчины с ученой степенью относятся настороженно, обвиняя их в радикализме», - делится мыслями Таня – «Это вызвано, на мой взгляд, тем, что подавляющее большинство не имеет адекватных представлений о движении за права женщин, получая информацию лишь из критических статей в интернете».
Я попросила Татьяну рассказать, как понимает феминизм она, и предлагаю читателю оценить самим, есть ли тут что-то радикальное.
«Это борьба за равноправие женщин в общественно-политической жизни, обеспечение защиты достигнутых прав, охрана прав матерей и детей, изучение истории гендерных отношений, создание кризисных центров»,- такой ответ дала девушка.
Забавно, что сотрудники московского вуза пытались доказать отсутствие неравенства человеку, который с этим самым неравенством сталкивается довольно часто.
Татьяна приводит в пример разговор, состоявшийся в стенах университетского общежития, где девушка провела студенческие годы. Будущий лингвист сокрушался о «потерянных годах», которые девушки проводят в магистратуре вместо того, чтобы создавать свою семью. Студент знал, о чем говорит, и достаточно конкретно определил возраст, когда уже пора заканчивать обучение и вставать на дорогу настоящей жизни, назвав его «оставшееся до 25 лет время».
Кто-то скажет: ну подумаешь, один единственный недалекий студент, который взялся решать за других, когда и что им нужно делать. Может, стоит просто не обращать внимание? Но что, если таких «студентов» полным-полно? А что, если такой человек обладает определенным авторитетом? Что, если это вообще преподаватель? Как это влияет на мотивацию к получению новых знаний и формирование будущих специалисток, которые займут свои места в органах власти?
Короче, тему, которую изначально выбрала Татьяна, не утвердили. В итоге была утверждена тема, не связанная с гендерными исследованиями.
К слову о «неактуальности», 29 января состоялась церемония открытия совместного проекта Совета Европы и РФ «Сотрудничество в области реализации Национальной стратегии действий Российской Федерации в интересах женщин на 2017–2022 годы».
«Помимо прочих, к 2022 году в результате реализации Стратегии будут созданы условия для сокращения числа случаев насилия в отношении женщин, увеличения доли женщин среди лиц, замещающих должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, а также доли женщин среди членов политических партий и организаций», - заявила Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.
Стало быть, актуальность темы определяется не конкретным обстоятельствами, а субъективным отношением уполномоченных лиц к явлению, в данном случае – к обеспечению реализации прав женщин.
Фото: https://vk.com/tvergencenter