Управление маленьким коллективом никогда не происходит без конфликтов и проблем, серьезных и не очень. Что говорить об огромном хозяйстве, в котором постоянно что-то происходит. А иногда происходит очень и очень плохое, еще реже очень и очень хорошее.
Русский мат в свою очередь есть производное нашей жизни, в которой если уж что-то и происходит, то по полной программе. И создан он русскими людьми для того, чтобы выражать сильные эмоции, когда простой русский язык не в состоянии передать глубину этих эмоций. Второе – русский мат создан для того, чтобы проникать быстрее в сознание того, кто получает сообщение. Как острый нож, быстрее и легче проникает в какой-нибудь не очень податливый материал, так и хорошо сказанное матерное слово или словосочетание кардинально быстрее и легче доходит до сознания того, кому оно предназначено.
В общем без русского мата в российском бизнесе не обойтись. И тот кто говорит, что он типа никогда и ни при каких обстоятельствах, то это либо ангел во плоти, либо наглый врун.
Но как и в любом деле, эффективность и результативность использования того или иного инструмента управления (а русский мат я считаю одним из таких инструментов) можно кардинально повысить следуя простым правилам.
Итак, пять простых правил эффективного использования русского мата в управлении
Правило Первое. Используй мат только в крайних и исключительных случаях.
Если ты используешь его очень часто по поводу и без повода или еще хуже на нем разговариваешь то тот, кому предназначено сообщение не поймет всей важности, критичности и глубины того, что ты хочешь сказать. Постоянно используя мат ты повышаешь уровень шума, люди привыкают и в результате ты сильно теряешь в эффективности его использования. результат многие “разговаривающие” на нем люди вынуждены добавлять другие инструменты для усиления сигнала – кто-то доходит до рукоприкладства и разных форм физического воздействия, кто-то срывается на крик. А это дает очень краткосрочный эффект с однозначно негативными последствиями в будущем.
Еще одним отрицательным последствием “разговаривания” матом является то, что обычный язык начинает резко беднеть. Словарный запас обычных слов резко обедняется. В результате на таких людей порою бывает забавно и немного грустно смотреть, когда в обстановке где материться нельзя, но выразить мысль надо – эти люди не могут найти обычных слов, мычат, тужатся и начинают говорить бессвязно.
В общем – используйте мат только в исключительных случаях. Для передачи сильных эмоций, для ускоренной передачи сигнала и облегчения понимания. Это, порою, очень необходимо в кризисных ситуациях, либо для передачи высшей степени удовлетворения ☺
В общем для этого он изначально и предназначен.
Правило Второе. Никогда не матерись в присутствии женщин и детей. Никогда.
Мат в обычной офисной обстановке в присутствии женщин омерзителен, я считаю. Он унижает женское достоинство тем, что мужчина позволяет себе материться в ее присутствии. Даже если женщина не возражает, в глубине души она считает это в каком-то смысле не уважением.
Тем более неприемлемым если вы переходите на мат по отношению к женщине в офисе. Я не могу представить ситуацию когда это может быть оправдано. К тому же надо учитывать, что на них это действует не так, как вы думаете. Зачастую результат получается прямо противоположный тому, чего вы ожидаете. И уж точно это наносит непоправимый ущерб вашим отношениям. Они это запоминают надолго и крайне редко прощают.
Мат в коммуникации с детьми вообще бессмысленен. Они скорее реагируют на эмоции чем на слова, зачастую не понимая их смысла. С точки зрения бизнеса оградить детей от того, что они слышат мат достаточно легко. Но и в жизни дети не должны быть свидетелями подобной формы общения. Мой отец никогда при нас, детях не матерился. И даже сейчас, когда я уже взрослый человек и он рассказывая истории из своей жизни и передавая диалоги, содержащие матершинные слова, стесняется и инстинктивно прикрывает рот рукой. И я считаю, что это правильно.
Правило Третье. Не используй мат в разговоре с начальником и незнакомым тебе человеком.
В бизнесе мы встречаемся с абсолютно разными людьми, разного уровня, культуры, привычек и образа жизни. И если ты встречаешь нового человека в офисе или у тебя первая встреча по бизнесу – не надо с ним начинать разговаривать матом, пока ты хорошо не узнаешь этого человека. И конечно я не рекомендую использовать мат с начальником (если только он сам на нем не разговаривает), по крайней мере точно не начинать общение пока он сам не начал. Начиная это первым ты своему начальнику, как правило очень чувствительной к своему статусу натуре, демонстрируешь некоторое пренебрежение, сразу опуская его до своего уровня. Не надо лишний раз провоцировать такие чувства.
В общем - нарушение этого правила может приводить к довольно печальным последствиям, о которых ты можешь даже не догадываться.
Не надо начинать разговаривать матом с незнакомцами и людьми, которые выше тебя в иерархии. Это может привести к не очень хорошим последствиям
Правило Четвертое. Будь проще.
Периодически люди выпендриваются и начинают демонстрировать “мастерство”, используя сложные матершинные обороты. В чем здесь проблема – сложные обороты на самом деле снижают эффект усиления и скорости проникновения вашего информационного сигнала. И еще – чем сложнее и “изысканнее” вы материтесь – тем меньше вероятность того, что вас поймут правильно. Так что не выпендривайтесь. Будьте попроще и люди к вам потянутся ☺
Правило Пятое. Будь готов получить в ответ.
Переход на мат в кризисных ситуациях для усиления сигнала зачастую приводит к аналогичной по форме и содержанию ответной реакции. Причем порою если ты как начальник начинаешь это делать и еще при этом оказываешься не прав, то сильный член твоей команды или просто коллега равного с тобой уровня может ответить не по-детски. Уж если ты перешел грань, то не жди что другие будут вежливыми и ограничивать себя простым русским языком. В истерику впадать не надо - ты сам открыл этот ящик Пандоры.
Конечно к этим Правилам надо относиться с серьезной долей иронии. Это такая шутка, но в каждой шутке есть лишь доля шутки.
Следую ли я этим правилам? Не совсем. Но Правило Второе – для меня закон. Но формулируя правила эффективного управленческого мата я сделал для себя один вывод – если ими руководствоваться, то это будет действительно более эффективно. Поэтому обязуюсь им следовать.
Желаю вам получать удовольствие от того, что вы обходитесь без мата в своей управленческой жизни
Ваш Михаил Слободин