То, что Вадим Захаров будет представлять Россию. на биеннале - 2013 в Венеции всем уже вероятно известно. Чуть меньше людей знают, что куратором русского проекта в этот раз будет иностранец - германец Удо Киттельман, поскольку с ним наши люди не знакомы как, допустим, Иосиф Бакштейн или Катя Деготь. Это впервые.
Что можно сказать по этому поводу? Ничего, несмотря на то, что Киттельман уже приводил свой национальный павильон к победе в 2001 году. Что такое они с Захаровым сотворят в этот раз, известно пока только им и господу богу. На представлении прессе художника и куратора в Stella Art Foundation в последний день февраля этого года, они очень тщательно свои замыслы маскировали.
За последние двадцать лет российские художники никакими успехами на Венецианских биеннале, которые считаются главным мировым смотром авангардного искусства, похвастать не могут. Вялые, невыразительные, отсталые по идеям и визуальным решениями. За исключением, пожалуй, инсталляции "Абак" художника Сергея Шутова, представленной в российском павильоне в 2001 году, которая наград не получила, но популярностью пользовалась.
Можно, конечно, говорить, что наше искусство уже интегрировано в мировой художественный контекст, что оно уважаемо, и это будет отчасти правдой, но не такой, чтобы в нее верить. Потому, что в мутном конгломерате стилей, направлений и течений, каким является сегодня современное искусство, слова и заявления уважаемых лиц ситуацию только еще больше запутывают. Понять можно почему, например, так дело представляет бессменный комиссар Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн. Нужно бюджетные средства отмывать. Другим тоже. Что же касается реальных результатов, то на мировых олимпийских играх в искусство, какими по сути являются биеннале в Венеции, русские мастера показывают уровень просто катастрофический. Ни Валерий Кошляков с его урбанистическими утопиями, ни нижегородская "Промвыза", ни московский "Escape", ни исторический Андрей Монастырский, ни лубочный Константин Звездочетов, ни живописные Дубоссарский с Виноградовым, ни Ольга Свиблова с технически безупречными АЕС+Ф, ни стильный Андрей Бартенев, ни способная Ира Корина, ни другие не могли на равных конкурировать с зарубежными звездами. И все это на фоне громких отчетов и публикаций о достойном месте русского искусства, которого на самом деле нет. Все биеннальные экспозиции России в Венеции в последние годы больше напоминали выставки самодеятельных художников в фойе кинотеатров советского времени.
Картинка типичная для сегодняшней России. Пафосные заявления об интеграции и процессах, абсолютно не соответствующие реальности. Стоит тут вспомнить, что Золотого льва на биеннале в Венеции Российская федерация не получала ни разу. Только в 1993 году за экспозицию Ильи Кабакова, она добилась почетного упоминания, когда всем казалось, что русские становятся существенной частью мирового художественного контекста.
Сергей Шутов. Фотография инсталляции "Абак". 2001 год