Фактическое отсутствие на Украине представителей культуры, выступивших против Майдана, и огромное количество представителей российской культуры, выступивших за Майдан, в поддержку Украины (и пошедших ещё дальше, и выступивших против Крыма и Юго-Востока) — объясняется не столько наличием «пятой колонны в России», сколько наличием у нас действительной культурной свободы.
То есть, нарушение корпоративных связей для украинского культурного сообщества — фактически табу. Критические голоса рискнули подать только критик Ефим Гофман (Киев) и молодой писатель Всеволод Непогодин (Одесса). Публицист Олесь Бузина поначалу был слышен, но я не знаю, что он говорит в последнее время. Есть ещё Платон Беседин, но он уже переехал в Россию вместе с Крымом.
Однако все вышеназванные мною - для киевских, одесских и львовских элитариев носят статус едва ли не «маргинальный», их мнение как бы «не считается».
В России же (о, мрачная, несвободная, чудовищная Россия, где стукачи, кагэби и давление в четыреста атмосфер) ситуация полностью противоположная. Мы даже не будем начинать перечисление громких имён, их огромное количество и в литературе, например, они имеют вес колоссальный — достаточно назвать имена Улицкой и Акунина, а там ведь ещё целая очередь.
«Маргинальной» у нас, напротив, является позиция Юнны Мориц.
Любопытна и проевропейская нацеленность относительно, по нашим меркам, молодых российских литераторов, сразу же выступивших в поддержку «целостности Украины» и европейского пути оной. То есть, для моего товарища Игоря Белова (Калининград) или другого чудесного товарища Максима Амелина (Москва), я уже не говорю про Фанайлову или Степанову, вопрос солидарности с украинской стороной даже не стоял. Солидарность подразумевается априори.
Русская культура живёт на невиданном просторе, да-с.
Мы имеем в числе прочего и внутреннюю свободу.
Русскую культура настолько необъятна, цивилизованна, толерантна, духовна и широка, что ей вообще всё равно.
Такой вот вывод пришёл ко мне.
ИСТОЧНИК