Опубликован проект макроэкономического прогноза Минэкономики на 2016-2019 годы. В нем предполагается реализовать целевой план развития экономики с выходом на рост ВВП в 4,5% к 2019 году. Рецепт выхода из рецессии связан с ограничением роста зарплат и пенсий граждан.
Я думаю, что Минэкономики представило плохой рецепт для оздоровления нашей экономики. Предложение преодолеть стагнацию за счет ограничения роста зарплат граждан входит в очевидное противоречие с недавним заявлением вице-премьера Ольги Голодец по очевидному кризису потребления, которому способствует низкий уровень зарплат россиян.
Это просто недопустимо, и является явным нарушением Закона о государственной службе, когда члены правительства публично представляют несогласованные программы, дестабилизирующие и без того сложную социально-экономическую ситуацию. Создается впечатление, что экономический блок игнорирует проблемы социально-незащищенных слоев населения, забывает о текущих проблемах, таких как теневая занятость, которая достигает 20000000 человек и просто не даст создать сбалансированный механизм экономического роста.
Не выдерживает критики предложение по снижению пенсий. При сегодняшнем росте цен на услуги ЖКХ, продукты питания, реальное медицинское обслуживание это будет означать, что за реальной чертой бедности окажутся 40000000 российских пенсионеров. Если сюда добавить проблемы 13000000 российских инвалидов и 1000000 российских многодетных семей, то предложения Минэкономики представляются недопустимыми.
Странно, но чиновники экономического блока даже не вспоминают, что вся макроэкономика государства работает за счет выверенных микроэкономических моделей, обслуживающих интересы граждан.
Мы привыкли, что серьезные доклады министров экономического блога выражают обеспокоенность по поводу грядущей рецессии, процентных ставок, уровне инфляции и сводятся к рассуждениям о роли мегарегулятора. Никто не предлагает решить незамедлительно простые вопросы, связанные с очевидными мерами, способными незамедлительно дать экономический и социальный эффект.
Странная ситуация, тем более, что международный опыт подсказывает, как, благодаря созданию механизмов защиты потребителей от недобросовестного бизнеса, можно провести все необходимые институциональные реформы в сфере финансового регулирования. Сделаю предположение, что только клановый корпоративный интерес, коррупция и безответственность управленческих кадров делает такое возможным.
По сути, идет предательство государственных интересов. Поэтому игнорируются нужды граждан и откладываются на потом санкции против бесчинства коллекторских агентств, не вводится лицензирование для операторов микрофинансирования, закрываются глаза на недобросовестную деятельность страховых компаний. Наверное, настало время поменять демагогов-фантастов на практиков, способных принимать эффективные и правильные решения в условиях очевидной угрозы государству. Надо создавать безопасную финансовую систему, которая не позволит налогоплательщикам расплачиваться за безответственность банков и финансовых компаний. Неужели Кипрский скандал нас ничему не научил? Затрону еще один вопрос, касающийся поддержки бизнеса, подчеркну - добросовестного, ставшего редкостью в последнее время. Возьмем закон о торговле, имеющий безусловно массовое применение и не имеющий никакого социального обременения! Где наша умная, адресная поддержка неимущих? В международной практике продовольственные и непродовольственные «льготные талоны» могут быть использованы только для покупки отечественных товаров, что является также и частью комплексной государственной поддержки малого предпринимательства. А ведь у наших предпринимателей и фермеров проблем не меньше. И отдельные поддерживающие мероприятия не спасают положение. Фермерские хозяйства и небольшие производства, пытающиеся работать в реальном секторе экономики, распространенные и поддерживаемые в Европе как часть национальной культуры, выживают в нашей стране с трудом. Так почему не перенять положительный опыт и не взяться за решение проблемы комплексно, объединив существующие проблемы в одну социальную государственную программу?!
Подобная практика позволяет решать две важнейшие задачи одновременно: поддержка внутренней национальной экономики, связанной со стимулированием фермерства и мелкого бизнеса, снижением безработицы и эффективное ведение социальной политики с упором на поддержку нуждающихся слоев населения. Мы идем своим путем, для нас сотни миллиардов рублей, направленных на целевую закупку товаров отечественного производителя, ничего не значат. Мы лучше напишем очередную доктрину, привязанную к сомнительным политтехнологиям и будем по ней отчитываться, предлагая виртуальные меры вместо реальной работы. Что делать? Ничего особенного - надо просто понять и усвоить нашим экономистам только одно, что реформы проводятся не для того, чтобы избежать кризисных ситуаций, а для чтобы свести их негативные последствия для нас, потребителей, к минимуму.