В Москве состоялся интереснейший футбольный матч чемпионата страны «Спартак» - «Зенит» - один из центральных матчей всего турнира. Встреча была полна интриг. И хозяева, которые в начале, судя по моментам, могли проигрывать 0:5, в итоге одержали волевую победу 4:2.
Обсуждение с друзьями и знакомыми перипетий поединка неизменно приводило нас к сожалению о том, что не удалось посмотреть матч живьем. Ведь матч проводился без зрителей.
Таков был вердикт футбольных чиновников, руководствующихся своими регламентами, в отношении команды хозяев из-за беспорядков, учиненных ее болельщиками на матче в Ярославле, включая развернутую фашистскую свастику.
У клубных чиновников, конечно, своя правда: за досмотром болельщиков при проходе на трибуны и обеспечение порядка отвечает полиция. А наказывать надо не клуб и всех болельщиков, а конкретных виновников.
К сожалению, в этой истории, как и во многих других все свелось к поиску и наказанию виновных (и невинных). А первопричина - масштабная проблема ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ вновь оказалась в стороне.
Представители политики, бизнеса, общественности, простые граждане законно возмущаются: «Как же так? Прадеды этих людей погибли за нашу Родину во время Великой Отечественной войны, а они разворачивают на трибунах флаг с изображением фашистской символики?»
Но законен и другой вопрос: А что делается сегодня для патриотического воспитания молодежи?
Следует признать, что взамен сломанной машины идеологического воспитания, существовавшей в СССР «октябренок-пионер-комсомолец-коммунист»
В Министерстве культуры все культура ограничилась запрещающими сносками +0, +6, +12, +18 (особенно радостно за первую группу).
В Министерстве образования и науки формально вроде есть Федеральное агентство по делам молодежи, но и его направленность на патриотическое воспитание явно недостаточна. В структуре этого агентства даже есть «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (ФГБУ «Роспатриотцентр»), но среди задач, касающихся патриотического воспитания молодежи в нем просматривается лишь «формирование комплекса нормативного правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы гражданского и патриотического воспитания». А между тем совершенно очевидно, что патриотическое воспитание это не нормативные акты – а живая работа.
Проекты обозначенного ФГУП - «Забытая война» и «Наша общая победа» посвящены Первой мировой и Великой Отечественной войне соответственно. Но по личному опыту знаю, что видео интервью заслуженных ветеранов Великой Отечественной преклонного возраста это одно, а живое общение с молодежью это совсем другое.
Опыт Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» по патриотическому воспитанию молодежи в подшефных школах показывает, что интерес и уважение молодых людей к героям нашей эпохи очень высок.
Только заниматься этой проблемой надо системно. Ведь это общее дело. Это наши дети. И если каждая общественная или бизнес-структура возьмет шефство по патриотическому воспитанию над какой-то группой молодежи, то результат будет огромен. Мы вернем огромные потерянные активы.
А когда читаешь о цели проекта Федерального агентства по делам молодежи «Наша общая победа» - «сформировать видеоархив воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, который впоследствии будет передан в Государственный архив Российской Федерации и размещен в сети Интернет в свободном доступе», то уже по ее постановке понимаешь, что эффект будет невелик.
На уровне власти должно наконец прийти понимание, что до тех пор пока патриотическое воспитание будет подменяться разовыми мероприятиями, приносящими коммерческую выгоду ее организаторам, будь то марш нашистов на Красной Площади или слет на Селигере, молодежь нашей не станет.
Только живая патриотическая работа на местах приведет к тому, что никому из молодых людей даже в голову не придет не то, что развернуть, а даже прикоснуться к флагу с фашистской свастикой.
Пока же роль государства в деле патриотического воспитания молодежи носит декоративный характер.