Как священнику, служащему в приходском храме, мне часто приходится совершать Таинство венчания. Надо сказать, что чаще приходится венчать пары, уже давно или не очень, но состоящие в браке, зарегистрированном в загсе, хотя и молодоженов много.
Бывает так:
– Мой сын на следующей неделе женится.
– А будет ли венчаться? – спрашиваю.
– Пока нет.
– А что так? Он же в Бога верует и в храм заходит.
– Да пусть годик поживут, а там, если все хорошо, то и повенчаются. А то вдруг не подойдут друг другу.
Приходится слышать на исповеди от немолодых людей: «Согрешаю блудом». Начинаешь спрашивать: и как это тебя в таком возрасте, мать троих детей, заведующую отделом, угораздило? – «Да нет, батюшка, просто мы с мужем живем невенчанными».
Часто приходится объяснять, почему Церковь не венчает людей без штампа в паспорте. («Неужели вы до сих пор без оглядки на государство не можете сделать хорошее дело?»)
Для разрешения этих и других недоумений необходимо разобраться, как же заключаются браки…
Надо сказать, что в браке живут не только православные христиане, но и католики, протестанты, мусульмане и иудеи, буддисты и даже атеисты. Возможны и смешанные браки. «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его», – пишет апостол Павел (1 Кор. 7, 12-13).
Брак, по определению Алфавитной синтагмы Матфея Властеря (сборника церковных канонов и гражданских законов XIV века, касающихся Церкви), есть мужа и жены союз и общий жребий на всю жизнь, общение Божественного и человеческого права, заключается ли он посредством благословения, или посредством венчания, или посредством договора.
Таким образом, для того чтобы сожительство было признано браком, необходимы, во-первых, взаимное согласие и, во-вторых, общественное, государственное и церковное признание. Для заключения брака двух атеистов на необитаемом острове необходимы их взаимное согласие и какой-то ритуал (например, особенный торжественный обед и что-нибудь еще, смотря по их культурному происхождению). Если на том же острове совершенно случайно оказались еще несколько человек (тоже атеистов), то молодожены объявляют им о заключении брака и просят относиться к ним как к мужу и жене. И, конечно, приглашают принять участие в ритуале в качестве свидетелей и гостей. Если среди этих людей возникает начало государственности или хотя бы племенной жизни, то требуется признание брака верховной властью: вождем, советом старейшин, народных депутатов, мэрией. Если брачующиеся – верующие или суеверные люди, а таковых во все времена на белом свете было большинство, то необходимо проинформировать о браке высшие силы, получить их благословение, помощь и защиту. Государство и общество также оказывают вступившим в брак вполне конкретную материальную помощь и защиту. Итак, если вы собираетесь вступить в брак, то вам необходимо определиться с гражданством и вероисповеданием. И если вы православный гражданин некоего государства: России, Турции или Свазиленда, то вам необходимо: первое – заручиться согласием вашего избранника (что, как правило, сложнее всего), второе – обвенчаться в церкви, третье – зарегистрировать брак в государственных органах и четвертое – устроить брачный пир на весь мир. Второе и третье можно поменять местами.
Если вы – люди без гражданства, то брак вы не регистрируете; если без веры, то не венчаетесь; если без семьи, друзей, врагов и знакомых, то не пируете; если без любимого человека – не женитесь. Во всех случаях, кроме последнего, мы имеем дело с браком. Когда два прежде неверовавших супруга обретают веру, они могут и должны обвенчаться. Если же один из супругов стал верующим, то он не должен считать свой брак блудом, а любовью и терпением стараться вызвать в супруге хотя бы уважение к Церкви. Для верующих же людей невенчанный брак есть блуд, и не может быть никакого испытательного срока между регистрацией и венчанием.
Еще один ряд вопросов возникает, если жених и невеста разного вероисповедания. Брак православного с нехристианином не благословляется Церковью и до революции запрещался государственными законами Российской империи. Если же ваш избранник христианин, но неправославный (например, католик или протестант), то брак возможен только в случае, если он согласится венчаться с вами по православному обряду, обещает не отвращать вас от Православия и не препятствовать воспитанию детей в православной вере. Но и в этом случае необходимо как следует подумать и взвесить все последствия разности вашей веры, традиций и обычаев. Чего стоит одно только различие в дате празднования Пасхи и соблюдении постов. Как сложно будет вам нести союз и общий жребий с неединомысленным вам человеком!
В любом случае помните, что брак – это то, что бывает раз и навсегда. Это то событие, в котором чувствуем мы поступь судьбы и правды Божией о человеке.