Тверской трамвай умер. В этом, по крайней мере, уверены пользователи соцсетей. Новости же о том, что данный вид транспорта в нашем городе будет восстановлен, внушают оптимизм, однако, честно говоря, слабый. Многие и вовсе полагают, что к реальности планы по возвращению трамвая не имеют никакого отношения. В общем, вопрос, выражаясь дипломатическим языком, является дискуссионным.
Опасения горожан понятны. Полным ходом идет демонтаж рельсов и контактной сети. Напомню, что последний маршрут №5 прекратил свое существование в прошлом году, а пути начали разбирать еще раньше – на площади Гагарина и улице Орджоникидзе. Сегодня о трамвае в Твери уже практически ничто не напоминает. А вот споры о нем продолжаются.
Я постоянно слышу два совершенно противоположных мнения по поводу судьбы трамвая: есть ярые противники и не менее ярые защитники. Доводы обеих сторон, стоит признать, значимые и конкретные (если не брать совсем уж тяжелые случаи), но сам конфликт неразрешим. Сейчас, конечно, ликуют приверженцы удаления трамвая из Твери – позволю себе напомнить, что пути остаются пока только от Автовокзала (частично заасфальтированы, но не сняты) до парка на Соминке. Парк же на площади Капошвара заброшен и представляет собой довольно печальное зрелище. Более того, это уже стало восприниматься как данность… Но все-таки нужен областной столице трамвай или пора уже, наконец, забыть о грохочущих и мечущих искры «городских поездах»?
Помню, в студенческие годы я ездил до университета на трамваях всегда строго по графику, исключения были лишь тогда, когда на путях происходили аварии. В этом был большой плюс стареньких «Татр» - по ним можно было сверять часы. Это действительно своего рода «городские электрички», которые в лучшие свои годы перевозили громадное количество пассажиров. Нередки были трамваи с двумя вагонами, а тверские старожилы вспоминают и легендарный состав из трех. Но то было раньше. К сожалению, история трамвая в определенный момент свернула не туда.
Контактная сеть и пути постепенно пришли в ужасное состояние. Вагоны постоянно сходили с рельсов, провода часто рвались, а денег для ремонта всего этого хозяйства у города не оказалось. Это и стало во многом причиной закрытия трамвайных маршрутов. И тут хочется вспомнить историю рельсового транспорта в нашем городе. Национализирован он был, напомню, в 1918 году, вскоре после революции, а самый первый маршрут был запущен еще в 1901-м. Тогда пути строились и обслуживались еще частным капиталом. Так почему же нельзя было привлечь частный капитал тогда, когда город оказался не способным потянуть трамвай в финансовом плане? Ответ банален: бизнесу трамвай сегодня не нужен. Для коммерсантов этот вид транспорта убыточен, и, разумеется, он в итоге проиграл с разгромным счетом маршруткам, буквально захватившим город. У этой проблемы много причин и давняя история, рассказать о которой в одной газетной колонке невозможно. Напомню лишь очевидную для тверитян истину: трамвай в нашем городе разваливался с конца XX века, когда каждый пытался выжить, как мог, когда люди, которые привыкли к заботе со стороны государства, остались один на один с рыночной экономикой, не имея ни малейшего о ней представления. Вот почему трамвай также в итоге оказался никому не нужным. И вот почему пути изнашивались, вагоны дряхлели, а денег, чтобы содержать все это хотя бы в приемлемом состоянии, остро не хватало. А потом стало поздно. И вот апогей – демонтаж рельсов.
Но при этом сегодня нам говорят о восстановлении трамвайного движения в городе, и в новый генплан этот вид транспорта вроде как внесен. А с учетом того, что в следующем году в нашем
регионе запускается новая система общественного транспорта, контролировать которую будет государство, хочется верить, что о трамвае действительно не забудут. Потому что трамвай Твери однозначно нужен, просто не в том виде, в котором он просуществовал последние двадцать лет. Отреставрированные «Татры» и современные «Сити Стары» должны ходить по таким же современным путям. В Европе сделали выбор в пользу трамвая, да что далеко ходить – в той же Москве этот вид транспорта весьма популярен. И такому быстро растущему городу как Тверь он тоже необходим: не секрет, что трамвай незаменим в пробках с его выделенными путями и большой пассажировместимостью. Трамвайным сообщением (думаю, здесь многие меня поддержат) стоит охватить весь город, а пути по возможности убрать с проезжей части (прекрасные примеры – проспект Чайковского и улица Коминтерна, а также проспект 50 лет Октября и Санкт-Петербургское шоссе). Говорят, что проект нового скоростного трамвая для Твери эту возможность как раз предусматривает. Дождаться бы его только.
Фото: "Транспорт Твери"