"Программа максимум" для журналиста-бродяги

Блог Михаила Жукова
Бездомный журналист, поэт

Право на гражданскую смерть — это, пожалуй, единственное право бездомного человека. Оно как бы и не приветствуется, но не идет в разрез с общепринятым мнением о бродягах. Все «правильно»: нет бездомного, значит, и нет проблемы бездомности. А вот откуда эта проблема взялась…

Нет, я не собираюсь копаться в исторических предпосылках и личностных мотивах бродяжничества и бездомности. Я сегодня хочу вообще порассуждать о правах наших бездомных. И, преимущественно, о правах тех, кто реально пытается бороться за человеческое место под солнцем, чтобы снова стать таким, как все. За нормальную жизнь не у пивной палатки или у входа в метро. И даже не на паперти у Новодевичьего монастыря.

Допустим (не дай Бог), вы бездомны. Но, наконец, оказались в Центре социальной адаптации, порвав с улицей, пьянством, поберушничеством (что случается, увы, не так часто). Короче, воля к жизни переборола ваши слабости и пороки.
Я не берусь судить, сколько в процентном отношении существует таких бродяг. Трудно понять, чего на самом деле хочет бездомный. Но, думаю, к реальной гражданской жизни, прикладывая усилия, стремятся вернуться примерно 10–15 %. А вот возвращаются, увы, единицы. Мне это так видится.

Пожалуй, особенно это стремление наблюдается у людей творческих профессий. А вот им как раз труднее остальных. Они не дворники, не грузчики или уборщики, чтобы сразу после процесса адаптации оказаться востребованными по специальности. Таких можно пересчитать по пальцам. Но жажда вернуться к профессии у них велика. Насчет творческого потенциала – не знаю. Это личностно. А хотят видеть нужду в себе все творческие люди. Те, кто еще могут хотеть…

Я не просто так сегодня выбрал эту тему. На днях меня вдохновила на первый взгляд нереальная, а вообще-то вполне здравая мысль об учреждении бирж труда для бездомных творческих людей. Да и не только творческих. Вообще для бездомных. И по всей России.
Хорошо бы добиться стечения в Интернет, на соответствующие сайты, информации отовсюду о нужности того или иного бездомного специалиста там-то и там-то, после соответствующей адаптации в новом для него формате старого мира.

Да, бездомных с творческими профессиями гораздо меньше, чем остальных. Таких людей и профессий вообще меньше. Но это уж, извините, объективная реальность истории человечества. И не плохая, надо думать, реальность…

Отвлекся я. О правах же говорил для творческих и не творческих бродяг. Для любых.
И вот что получается-то: да, человек реально стремится порвать с бездомной жизнью. Но ярлык бича все равно на нем. И будет на нем очень долго. В глазах большинства – всегда: в больницах бездомных кладут (если кладут) в коридорах, чтобы не мозолили глаза остальным. И в этом есть гражданская справедливость. Мне бы тоже не понравилось находиться в палате с бездомным. А вот не разумнее ли создать конкретные стационары для конкретного «класса» людей? Да и поликлиники, чтобы в очереди на приеме к врачу «домашние» люди не отсаживались от Человека в сторону. Не унижали бы его и не портили бы настроение себе.

Кстати, уверяю вас, в общественных местах бездомные чувствуют себя весьма неловко. Опять же, я о тех, кто еще чувствует себя вообще. Уж лучше быть официальным изгоем низшего сорта, с соответствующим, увы, обслуживанием, чем быть постоянно и везде униженным и отвергаемым…

Дальше. Бездомные, решившиеся все-таки восстановить права и остальные документы, если они находятся в Центре социальной адаптации, полностью обеспечиваются государством всем необходимым. В том числе и оплатой госпошлин для восстановления, допустим, свидетельства о рождении, необходимого для получения паспорта и т.д. Вплоть до военных билетов, которые ухитряются требовать при приеме на работу даже с невоеннообязанных бездомных любого возраста. И в ход идут любые препоны.
А недавно, одного моего знакомого, когда он устраивался в Москве на работу, послали на Колыму! За копией справки об освобождении из лагеря. Он, конечно, не поехал. И он без работы, как прежде…

С 1 октября в стране действует постановление премьера Путина об облегчении получения и восстановления документов. Т.е. все проверки делаются через «одно окно» и имя ему Интернет. Бездомных это пока не касается. А значит, люди без денег и фактических (!) документов должны для получения паспорта объездить все места, где когда-то были прописаны. Для проезда бездомному в ЦСА выдается бумага с фоткой и официальной (!) просьбой к работникам наземного транспорта и милиции быть снисходительными к бродяге, добирающемуся в необходимую контору, которая может находиться не только на другом конце Москвы, но и области.

В метро эта бумага недействительна. На другом транспорте – все зависит от настроения контролера. Я знаю не один случай, когда пытаясь попасть в метро по этой бумаге и не добившись своего, люди выбрасывали ее в урну и возвращались к прошлой жизни, в очередной раз потеряв веру в государственность…

Я знаю, чем вы сейчас возразите: «На вино и сигареты находят, а на метро – нет! На бульварах, и между гаражей, и в подъездах спят, а на кровати в больничном коридоре не могут?» И т.д., и т.д….

И все это справедливо. Но не надо всех-то и всегда одной гребенкой. Вы - тоже разные. И многое прощаете друг другу. Но уж если Государство тянет на себе груз адаптации оступившегося человека, то пусть это будет до конца. И без лишних ограничений. И не наполовину…

Да, кто очень хочет – сможет все. Знаю по себе. Не до конца, но знаю. Да, спасибо Церкви и многим религиозным организациям любых конфессий за поддержку и внимание. Да, великое спасибо тем, кто отнесся к прочитанному здесь со смирением и пониманием. Но все-таки, ребята, Господа, уважаемые мои: надо, надо помогать тем, кто взаправду тянется наверх из грязи. Кто верит в себя, людей и государство.
P.S. И, как всегда, жду от вас идей, предложений, советов, понимания и… непонимания. То есть всего живого и настоящего.

До встречи. Ваш Михаил Жуков.

Внимание, друзья! Чуть не забыл поделиться новостью. "Программа максимум" на тему рабства (кирпичных заводов) в Дагестане с моим участием будет показана в субботу, 15 октября, в 19.55.

И, как всегда, стихи...

Войди в мой дом, попробуй тут пожить,
Привыкший к чаю на уютной кухне.
Заставь себя все худшее забыть,
И твой огонь, конечно, не потухнет.

Забудь о том, что некогда прошел,
Наплюй на то, что никогда не будет.
Сейчас тебе не очень хорошо,
Но тут тебя за это не осудят.

Ты будешь жить, коль появился здесь.
Ты должен отказаться от того, что
Тебя когда-то повлекло залезть
В одно непроходимое болото.

Сейчас твой выбор очень невелик,
Есть два пути – сюда или отсюда.
Возьми и начитайся умных книг,
И никогда не будешь ты Иудой.

Начни сначала. Думай не о том,
Что привело тебя к таким потерям.
Останься человеком, а не зверем,
А остальное мы переживем.

Твой мир похож на тысячи миров
С единственной поправкой на сегодня.
Ты вроде бы еще здоров,
Сюда тебя вела рука Господня.

Начнем опять как будто бы с нуля.
Привыкнем и возможно приживемся.
В том, что не ясно, как-то разберемся,
Рискнув сначала даже без рубля.

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру