В январе я была в Питерском СИЗО, где ждали суда тюремщики-садисты, пытавшие и насиловавшие заключенных. Хотела тогда посмотреть в каких условиях они сидят, заглянуть в их глаза, спросить - раскаялись или нет. Но главное, хотела понять истоки зла. Потому искала бывших осужденных, сидевших в колониях, где руководили тюремщики-изверги, разговаривала с их бывшими коллегами и подчиненными.
Вот мой материал, опубликованный в газете, под названием "Сериал "Садистский Петербург"
www.mk.ru/incident/article/2011/02/09/564499-serial-sadistskiy-peterburg.html
Наконец, завершился суд и оглашен приговор.
Что изначально просила сторона обвинения:
офицера ФСИН Ростислава Балоболко – к 10 годам колонии, Вячеслава Типпеля – к 8 годам, Евгения Петрова – к 7 годам колонии. Еще для трех офицеров прокуратура запросила 6 лет условного лишения свободы с испытательным сроком в 5 лет. В качестве наказания для четверых заключенных гособвинитель просил от 3 лет до 14 лет 6 месяцев реального лишения свободы. Кроме этого, надзорное ведомство просило суд удовлетворить иски двух потерпевших на общую сумму 1,2 млн рублей.
Что получили:
Вячеслав Типпель приговорен к 7 годам лишения свободы, Ростислав Балоболко - к 6,5 годам. Еще четверо сотрудников УФСИН - Веревкин, Хачикян, Гаврилов и Игнатьев, находившиеся под подпиской о невыезде, были приговорены к 4 годам и взяты под стражу в зале суда. Начальник отдела противодействия преступным группам оперативного управления УФСИН Санкт-Петербурга и Ленинградской области Евгений Петров, проходивший в деле по другому эпизоду, приговорен к 6 годам лишения свободы.
Вместе с сотрудниками УФСИН обвинение по этому делу было предъявлено и четверым заключенным, которые, по версии следствия, участвовали в сексуальном насилии. Однако Смольнинский суд их оправдал.
Итак, что вы думаете - по заслугам ли? Много дали или мало? И по совести ли заключенных, которые как раз и насиловали (хоть и под давлением тюремных начальников), оправдали?
Давайте начнем с заключенных. О, то, что у тюремщиков были на них рычаги давления, никто не сомневается. На каждого, кто окажется в таком месте, можно найти рычаги. Но не каждый пойдет на такое. Вот вы, дорогой читатель, представьте: вы в камере, вам плохо и вам говорит начальник изолятора, мол, иди, изнасилуй другого заключенного и тогда получишь дополнительное свидание, закрою глаза на то, что у тебя тут мобильник и т.д. и главное - тогда тебя самого не опустят. Что бы вы сделали? Пошли бы? Точно знаю: я – нет. Хотя нет, не верьте мне. Если бы меня несколько дней в «одиночке» продержали без еды, спать не давали, а потом еще били, грозили бы уничтожить семью на воле…. Никто не знает, как он себя бы повел в такой ситуации. Как раз когда опускаешься на самое дно боли, когда перед глазами ничем не прикрытое в своей страшной наготе зло - тогда только и можно понять на что способен, что за сила Духа в тебе. Дай Бог, чтобы способен оказался на подвиг. Но не дай вам Бог проверить это в таких условиях.
Но что касается этих конкретных заключенных, все это «немного» не про них. Когда была в Питере мне дали понять, что они сами из числа стремящихся в авторитеты. И их подловили как раз на этом. Сказали что-то вроде: мол, не будете опускать, тогда вас опустим, снимем на видеокамеру и покажет всем, после чего вас никто уже не коронует и вообще серьезно воспринимать в воровском мире не будет. То есть подловили их ни на боли. Ни на страхе потерять жизнь или близких. Подловили на «воровской чести», на желании занять место в криминальной иерархии. На том, на чем всех зэков, руками которых совершали зверства, питерские тюремщики и ловили…
Теперь о Типпеле. Помню, как он сказал мне, что уверен - его оправдают. Сказал с улыбкой. Спокойно. Может быть даже дерзко. В глазах читался вызов. Он не считал себя виновным. И я его в чем-то понимаю. Нет, не оправдываю (оправдать зверство и жестокость нельзя), но понимаю. Когда-то заключенные ему проломили голову так, что до сих пор у него список болезней- на целый лист , «заказывали» его своим дружкам на воле (его давили на джипе т.д.). А он пришел к выводу, что авторитеты не подчиняются, если к ним применять обычные меры воздействия и что они будут хозяевами зоны, если с ними не обращаться по их же правилам. Нашел болевые точки и надавил. По принципу – с волками жить по-волчьи выть.
Дали ему даже больше, чем могли рассчитывать правозащитники. И это при том, что доказательств против него было не так много. Я думаю, шансов у него не было. Потому что суд был показательным. Властям надо было продемонстрировать, что с такими как Типпель и Петров теперь не церемонятся, потому что со всей старой порочной тюремной системой покончено. Идет же пенитенциарная реформа. Вот, скажем, отменили же секции дисциплины и порядка...
А это заявление генерального директора гуманитарно-благотворительного центра «Сострадание» общества «Мемориал» Елизаветы Джириковой. «Известны случаи, когда заключенных и подследственных пытали громкой музыкой, которая не смолкала в камере ни днем, ни ночью, людей лишали сна, заставляли стоять на коленях на бетонном полу, натравливали на них собак. Зафиксирован случай, когда подследственному удалили аппендикс без наркоза, после чего угрожали продолжить хирургические манипуляции с удалением органов, если тот не даст против себя показания. Фамилии большинства людей, подвергшихся пыткам, не разглашаются, поскольку дела по их обращениям еще не закрыты. Кроме того, они находятся в заключении, где за ними наблюдают, как правило, те же лица, которых подозревают в применении пыток.». Заявлении было сделано в прошлом году. Что изменилось в связи с реформой? Последние новости из Питера.
«Члены ОНК по С.Петербургу посетили ИК-5 в связи со смертью осужденного в связи с получением информации о факте смерти осужденного, отбывавшего наказание в ИК-5, 17.01. 2011 г., в колонию, для проверки и выяснения обстоятельств происшествия, выехали члены Комиссии Б. Е.Пантелеев и Ю.А.Рыбаков. Со стороны УФСИН в посещении колонии принимала участие помощник Начальника УФСИН по правам человека Е.В.Кузнецова.
Членами комиссии проведены:
— ознакомление с личным делом осужденного,
— беседа с руководством колонии, медработниками,
— беседа с осужденными из рабочей бригады №92, в которой работал умерший, осуществленная БЕЗ представителей администрации.
Также, выяснилось, что, согласно представленной администрацией ИК-5 справке: — «15.01.11 года в 21.20 ч., в дежурную часть поступило сообщение от осужденного Веселого Е. С. о обнаружении в 21. 15ч. висящего осужденного на территории цеха №1 пилорамы ООО «Тандем» в подсобном помещении. По прибытию оперативным дежурным в 21.25 ч. на территорию цеха №1 пилорамы ООО «Тандем» в подсобном помещении был обнаружен труп осужденного с нагрудным знаком Ламбург Дмитрий Алексеевич, 1985 г.р. висящий на шпагатной веревке, используемой для упаковки материала, привязанной к деревянной балке. После предварительной проверки личность осужденного была установлена, данный осужденный Ламбург Дмитрий Алексеевич, 13 июля 1985 года рождения, осужден 02.11.2010г. Фрунзенским РС г. Санкт-Петербурга по ст. 228 ч,1,158ч.1 на срок 7 мес. л/св., н.ср, 28.08.2009г., к.ср. 27.03.2011г. ранее судим 19.03.2007г. Фрунзенским РС г. Санкт-Петербурга по ст.161ч.2, 167ч.1 на срок 2 года 1 мес. л/св.»
Общественной проверкой установлено:
Со слов медработников и работавших вместе с Д. Ламбергом осужденных, умерший отличался замкнутым, необщительным поведением, был угнетен. Его самоубийство стало неожиданностью для членов рабочей бригады.
Однако, во время беседы, я обратил внимание на то, что осужденные, отвечающие на вопросы НЕ связанные со смертью Ламерга, были достаточно откровенны. В то же время, на вопросы о смерти своего собригадника отвечали по шаблону, заученными фразами.
О серьезных конфликтах с другими осужденными им ничего не известно, но в тоже время осужденные сообщили о том, что какой то конфликт имел место, что за какую то «провинность» Д.Ламбурга, кто-то «заставлял его приседать», что они видели у него синяк или покраснение под глазом. Было ли это причиной самоубийства им неизвестно.
Изучение места происшествия позволяет допустить, что осужденный мог самостоятельно произвести самоубийство путем повешения.
Выводы:
Обстоятельства, ставшие известными членам комиссии не позволяют сделать окончательные выводы о причинах самоубийства Д.Ламберга.
Информация о конфликте, который возможно имел место, незадолго до его смерти должна быть проверена, о чем следственные органы будут поставлены в известность.
Во избежание повторения случаев суицида в колонии необходим постоянный мониторинг морально-психического состояния осужденных.
Проверкой отмечено так же, что:
— по словам осужденных отмена «Секций внутреннего порядка» проведена формально, что осужденные, в чьи рабочие функции входит организация жизнедеятельности колонии, по-прежнему используют свой повышенный статус и оказывают давление на других осужденных. Особенно это касается карантинного помещения.
— перемещение осужденных по территории колонии производится только строем и принудительной маршировкой, которая, в обязательном порядке, сопровождается осужденными речетативом — «Раз, раз, раз». Что не регламентировано Законом.
— из трех таксофонов, установленных в колонии, работает два, что не позволяет всем осужденным воспользоваться этой услугой».