Да, американская киноиндустрия – мощнейшая в мире, вправе тасовать правила своей кинопремии. Важнейшая часть US промышленности, экспорта, их Soft power. Но если кто сгоряча перенесет эти «промышленные показатели» на сферу искусства кино … В «Святом лесу» (Голливуде) есть два действительно великих древа: итальянские и еврейские фильмы. Кто-то может, возразит: если перебирать «по пятому пункту», то и в советском, российском - можно тоже выделить: еврейское и… наш аналог итальянцев – грузинское кино.
Но я вовсе не собираюсь жлобски перебирать паспорта, раскрывать псевдонимы. Данелия, Басилашвили – творцы великих наших фильмов. Где-то царят грузинский колорит, психология («Не горюй», «Мимино»…), где-то нет: «Афоня», «Осенний марафон»… Бессмысленно листать паспорта и Татьяны Лиозновой, Сергея Юрского (вчера смотрел, понятно, что не первый раз, «Любовь и голуби»). По обоим линиям долгие ряды приводить здесь бессмысленно – мы все и так их прекрасно знаем.
В Голливуде же Де Ниро, Серджи Леоне, Де Вито… тоже долгая, великая линия - создавали сугубо итальянские фильмы. Ну примерно как по дорогам США бегают же Форды, Мазератти…
Вуди Аллен: прекрасные образцы еврейского юмора, восприятия жизни. Даже, казалось, сугубо продюсерское участие Дэвида Сэлзника в главном кинохите США привнесло такие ностальгические ноты, что его можно впрямь именовать: «Унесенные таки ветром» (Goonetaki with the wind). Без итальянских, еврейских фильмов Лос-Анжелес с его киносборочными цехами вполне уподобляем Чикаго с его знаменитыми скотобойнями и консервными заводами.
Так что если пытаться пододвинуть «Оскар» поближе к киноискусству, то надо не вымучивать номинации «Лучший короткометражный фильм, снятый вживую на 1 бобину / на 2 бобины», «Лучший новаторский короткометражный фильм», «Лучшее уникальное и художественное качество исполнения» (вот это – о чем?) – а просто, как сказали бы мои студенты, «тупо»: ввести две: «Лучший итальянский…» и «Лучший еврейский» фильмы.