По итогам 2012 года Счетная палата в очередной раз порадовала выявленными нарушениями при расходовании госсредств и управлении госсобственностью. Таких нарушений по данным Счетной палаты за минувший год было допущено (хотя правильнее сказать выявлено) на сумму почти 800 млрд. рублей. Основные нарушения выявлены в Минобороны, на стройке олимпийских объектов, при подготовке к саммиту АТЭС, что, в общем-то, было понятно и без оценок Счетной палаты (и не только в 2012 году).
Счетная палата также отмечает, что деятельность наукоградов пока не является экономически эффективной. Ну а как вы хотели, господа? Те, кто замышлял всякие «скольково» именно на эти формулировки и рассчитывали, поскольку операции при расходовании госсредств там несколько сложнее, чем воровство металла, либо денег, выделенных на его покупку на стройке олимпийских объектов или мостов к саммиту АТЭС. А так, ну что ж, пока не эффективны, но когда-нибудь (при других руководителях) будут эффективны.
Что касается строительства объектов к Олимпиаде, где удорожание сметной стоимости объектов составило 15,5 млрд. рублей (включая строительство санно-бобслейной трассы, где «удорожание» составило 2,5 млрд. рублей, строительство центрального стадиона в Сочи, «подорожавшего» на 5,6 млрд. рублей, и т.д.), то возникает вопрос – а нельзя ли привлечь правильных счетоводов на этапе фиксации цены, а не констатации того, сколько украдено?
Что касается строительства объектов за госчет к саммиту АТЭС, то Счетной палатой были выявлены нарушения на сумму более 15 млрд. рублей, из них на 8 млрд. рублей — в 2012 году, где особо выделяется дело о мошенничестве на сумму 93 млн. рублей. Но опять возникает вопрос счета: если в 2012 году выявлены нарушения на 8 млрд. рублей, а всего более 15 млрд. рублей, то, значит, в предыдущие годы умыкнули тоже более 7 млрд. руб. Так почему нельзя было поставить шлагбаум прежде, а не констатировать по итогам, что украдено столько-то.
Результаты счета Счетной палаты по деятельности Минобороны времен Сердюкова, занимающей в отчете Счетной палаты более 10 страниц, даже обсуждать не хочется. Поскольку, коррупционный скандал вокруг деятельности Минобороны начался в октябре 2012 года, а преступные деяния экс-министра начались с момента его пришествия в 2008 году, о чем я неоднократно писал. И возникает вопрос – зачем нам констатация фактов коррупции спустя пять лет после их начала? Когда с молотка уже пущены за бесценок комплексы зданий военных институтов, земельные участки в Краснодарском крае, здания гостиницы «Союз» и магазина «Военторг» в Москве, складской комплекс в Одинцовском районе, нефтеперевалочный комплекс Северного флота в Мурманской области и многие другие объекты. Когда строительство «большого десантного корабля» было прекращено уже после того, как на его создание уже было потрачено 417,8 млн рублей, а на строительство «плавучего крана», прекращенного без объяснения причин, 421,8 млн рублей.
Зачем?
Зачем постфактум говорить сколько украдено в ОАО «Славянка», ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление», ОАО «Оборонэнерго», ОАО «Военторг», ОАО «Главное управление обустройства войск», ОАО «Оборонстрой» и других структур ОАО «Оборонсервис» (и не только), когда надо было пресечь это в зародыше, а еще правильнее не допускать начальника торгового отдела мебельного магазина к Минобороны. Ведь очевидно, что он кругом будет торговать.
Так зачем такого рода счет?
В начале января руководитель Счетной палаты, делясь с прессой результатами деятельности своего ведомства за минувший год, заметил, что благодаря СП в госбюджет были возвращены 2,1 млрд. рублей, а по материалам аудиторских проверок были возбуждены 70 уголовных и 400 административных дел. Также было «уволено 20 высокопоставленных госслужащих».
Ну, вроде, все здорово! Только давайте посчитаем: украдено 800 млрд. руб., а возвращено – 2 млрд. руб. Итого КПД 0,25% (четверть процента), а остальные 99,75% шлифуют свое мастерство по уводу средств и продолжают вершить «нарушения» при расходовании госсредств и управлении госсобственностью.
Кроме того, если в 2008 году сумма, на которую СП были выявлены нарушения в сфере расходования бюджетных средств, составляла 96,6 млрд. рублей, в 2010 году - 483,3 млрд. рублей, в 2011 году - 718,5 млрд. рублей, то в 2012 году - 781,4 млрд. рублей.
То есть и эта динамика показывает, что нынешняя система счета не эффективна. Считают, считают, а воровство растет и растет.
Кстати нынче Счетная палата объявила о грядущей проверке ОАО «Газпром» впервые за пять лет. И памятуя опыт Минобороны, хочется спросить – а что торопиться со счетом в Газпроме? Давайте еще лет пять подождем.
А вообще весь этот счет напоминает анекдот по Василия Ивановича и Петьку, который должен был отчитаться об отсутствии на службе 4 дня. Из рапорта следовало, что Петьку враги заточили в темный сарай, где для вызволения из плена он в первый день тщательно обследовал первую глухую стену, во второй – вторую, в третий – третью, а на четвертый день выяснилось, что четвертой стены нет.
Вот так.
Как говорится, ни убавить, ни прибавить.