Задаюсь банальными вопросами: почему профукали те возможности, которые у нас были за минувшие 6 лет (с момента последнего глобального кризиса, когда В.Путин забирал ручки в Пикалево), почему ничего не было сделано, чтобы минимизировать зависимость страны от конъюнктуры мировых цен на сырье? Почему мы оказались «изгоями», когда про нашего президента говорят, что «никогда не доверяй этому парню»?
Все минувшие годы, после мирового кризиса 2008-09 гг, верхи набивали мошну, а низы уподоблялись «непуганым кроликам». И те и другие сотворили себе «кумира», уверовали в него, а сейчас пытаются «зарыться в норке», живя по принципу «авось, вновь пронесет!»
Близорукость одних, скудоумие других. Что в «сухом остатке»? Россия – не просто страна с сырьевой рентной экономикой. Россия – страна, которая всю последнюю «пятилетку» жила в состояние «летаргического сна». Более того, сырьевая зависимость (еще раз подчеркну, что влияние РФ на мировую ценовую конъюнктуру мизерная!) возросла в семимильной прогрессии. Вместо инноваций и модернизации, вместо ставки на малый и средний бизнес была выбрана концепция «осажденной крепости», где «первую скрипку» играют т.н. «институты развития» - госкомпании, госбанки, госкорпорации.
Тем временем, мир «не спит», он развивается и интегрируется. Перетоки финансовых, людских, технологических активов достигла беспрецедентного уровня! А что у нас? Россия сама исключила себя из западного сообщества, придумала «новую фишку» - Китай наш новый союзник, загнала себя в угол и… делает вид, что ничего страшного не произошло. Ложь, помноженная на сотворенного «кумира», равняется девальвации рубля, обвалу покупательной способности, замораживанию (воровство со стороны бюрократии) пенсионных накоплений на сумму в более чем триллион рублей, остановку экономического, технологического, производственного развития. Почему мы упустили те шансы, которые у нас были, после Пикалево?
Нынешняя власть живет одним днем (схватить, распилить, освоить здесь и сейчас), а граждане… что могут люди, которые в середине нулевых согласились быть «безмолвной толпой», которой власть гарантировала «паечку с барского стола» взамен на то, что мы «не лезем не в свои вопросы».
Обидно? Очень обидно за упущенные возможности. Обидно за то, что богатейшей стране мира более 16 миллионов граждан живут на доходы менее чем в 8 тысяч рублей, а госбизнесмены зарабатывают миллионы за один день.
Поймите правильно, я не считаю чужие деньги, но, когда одним "статусным" позволено зарабатывать миллионы, а миллионы граждан существуют (не живут, а прозябают!) на несколько тысяч рублей, впору стать "левым" и серьезно проанализировать причины и последствия подобного "российского чуда"...
Почему мы забыли о тех причинах, которые привели к краху нашего Отечества в начале 20 столетия? Почему не выучили урок истории? Тогда многим казалось, что все замечательно, что страна динамично развивается (так оно и было), но финал был фатальным. Чем нынешняя ситуация отличается? Ничем!
Между тем, если говорить о том, куда движется мир с точки зрения организации экономики, самый выразительный образ, с помощью которого можно описать производство будущего,— это принтер. Как замечают венчурные бизнесмены (цитирую "Огонек"), раньше основой состояний был промышленный капитал — умение организовать процесс производства с минимизацией стоимости, но теперь производство становится фактически бесплатным. И это радикальным образом изменит и экономику, и структуру занятости. Основная добавленная стоимость будет возникать не в производственных активах, а в инженерных, дизайнерских, маркетинговых.
Это как вы на компьютере набираете текст и посылаете его на принтер: в распечатанной бумаге ценность будет составлять собственно текст, а не работа принтера. То же самое будет происходить в производстве. По очень многим индустриям это уже видно, сильнее всего в микроэлектронике. В этом же направлении движется мировая фармацевтика. Если завод — это принтер для лекарств, то он одним щелчком может быть перестроен с одного лекарства на другое. Главное же в создании лекарства — это придумать его. К индивидуализированной фармацевтике подталкивают и исследования генома человека.
Мир развивается семимильными шагами, а что у нас в России? Мы гордимся тем, что являемся сырьевым придатком не только Европы, но теперь и Азии. Подобная «стабильность» уже сейчас привела страну к «столбовому» стоянию. Экономика, финансы, бюджетный процесс зависят от внешнего мира, с которым мы решили поссориться, защищая свои эфемерные геополитические амбиции.
Если выход из этой ситуации? Есть, но тогда власть должна пожертвовать своим высоким рейтингом и начать глобальную перестройку, как отечественной экономики, так и государства в целом. Мне очень хотелось бы надеяться, что вновь появившийся шанс, возможно последний, наша страна не упустит, как упустила минувшие 6 лет, когда в спокойном, а не «пожарном» режиме можно было расшивать самые трудные «узлы» в развитии России.