Перед президентскими выборами немало избирателей с надежной взирало на появление в списках в кандидаты в президенты новой фигуры, пусть и единственной, но тем и более ценной для ожидающей свежей крови в политике части населения.
Несмотря на многочисленные предупреждения о необходимости осторожного и взвешенного отношения к предвыборным обещаниям, многие избиратели надеялись на то, что уж кто-кто, а Михаил Прохоров создаст ту конкурентную среду на политической арене, которая и является первоосновой и социально-экономического и политического развития в обществе.
И надо признать, что мысли у нового кандидата в президенты были интересные. Пусть его идеи и не имели золотой огранки по форме, как у матерых политиков, но они были понятны, и потому разделяемы многими людьми.
Но,… после выборов как отрезало. Михаил Дмитриевич пропал с политического поля на достаточно длительный срок. А появившись и проявившись в СМИ, высказался в том духе, что уважает и понимает желание своих сторонников проявить свою гражданскую позицию и немедленно изменить мир, но при этом считает «совершенно не обязательно менять мир исключительно и только в команде с Прохоровым, потому что у каждого есть возможность сделать это самому».
Позиция любого отдельно взятого гражданина могла бы быть выражена такой формулировкой, но не кандидата в президенты, обещавшего настойчиво бороться не за свою власть, а за интересы народа, доверившего ему свои голоса. А так получается, что ребята – давайте-ка вы сами, боритесь за свои права, и т.д., и т.п. При этом Михаил Дмитриевич поясняет, что многие активные люди так и делают, проявляя свою гражданскую и политическую позицию через конкретные проекты.
Конечно, все законно. Но вот только с морально-этической точки зрения такое дистанцирование от избирателей напоминает историю с обманутыми вкладчиками МММ, когда всем обладателям акций обещали золотые горы, а затем объявили все средства населения, вложенные в акции – добровольными пожертвованиями.
Понимая, что кандидат в президенты, получивший миллионы голосов поддержки, в ответе за тех кого приручил, Михаил Дмитриевич успокаивает тем, что «работа над созданием структуры, основанной в первую очередь на гражданской инициативе людей, идет каждый день в сотрудничестве с моими единомышленниками и сторонниками, …все те, кто должен принять участие в этом процессе, не останутся за бортом».
Как может гражданское общество явственно почувствовать свое влияние и силу, о чем заявляет Прохоров, кивая на то, что активность людей на подъеме, если человек, заявлявший миллионам своих избирателей о непрерывности и росте борьбы за повышение социально-экономической эффективности нашего общества, первым эту борьбу … приостановил.
Конечно, вера в предвыборные обещания кандидатов – дело высоко рискованное по своей сути. Но в условиях отсутствия альтернативы выбора среди новых политиков и потребности людей в надежде на лучшее нынешняя позиция Прохорова, ввергающая избирателей в состояние фрустрации (обманутых ожиданий), с социально-психологических и социально-ментальных позиций носит крайне деструктивный характер.
В целом, поскольку пауза в политической активности нового кандидата в президенты уж слишком сильно затянулось, складывается впечатление, что просто поступила команда: «мавр сделал свое дело, мавр может уходить».
Уж больно системной у нас получается оппозиция.