После вхождения России во Всемирную торговую организацию, создания Таможенного союза, активного участия нашего бизнеса в крупнейших международных проектах почему то никто из политиков не вспоминает, что все это должно делаться, в первую очередь, в интересах потребителей. При этом фактически во всех цивилизованных государствах удовлетворение потребностей и прав граждан связано с обеспечением стандартов качества и безопасности предлагаемых товаров и услуг, строго регулируемых действующими законодательствами.
В последнее время мировое сообщество пытается скоординировать программы защиты потребителей за счет согласованного комплекса взаимосвязанных экономических, социальных, юридических и организационных мероприятий, при этом суть нововведений заключается в переходе от урегулирования и устранения нарушений, связанных с недобросовестными практиками, к их профилактике и предотвращению.
Конечно, проблема защиты потребителя приобрела международное значение не сегодня, но наше государство практически не уделяет этому вопросу должного внимания. Отмечу, что почти 30 лет назад Генеральная Ассамблея ООН приняла "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей" в качестве основы для гармонизации существующих законодательств в этой области и руководства для правительств стран-участниц. Тем не менее, существующее положение дел создает прямые предпосылки для поставки в нашу страну некачественных товаров, подрыву экономической, а значит и национальной безопасности.
Действующее законодательство не выдерживает никакой критики, потребительское правосудие отсутствует, впрочем, как и государственное финансирование деятельности обществ защиты прав потребителей, если сюда еще добавить отсутствие добросовестной конкуренции и регулируемой правоспособности бизнеса, то станет очевидно, что дальнейшее развитие нашей экономики невозможно без разрешения указанных проблем. При этом не надо изобретать велосипед, достаточно внимательно посмотреть на существующий международный опыт, связанный с системами сертификации, реестрами добросовестной деятельности, программами страхования. Все это помогает потребителю сделать правильный выбор и предотвратить возникновение споров.Интересна также международная практика, связанная с договоренностью о взаимном признании судебных решений и исполнении их, как по частным, так и по государственным искам. Большое распространение получили практики медиации, позволяющие осуществлять внесудебные урегулирования. Особое значение может иметь также создание единого информационного потребительского ресурса.
К сожалению российской правовой системе не удается последовательно обеспечивать основные международные гарантии потребителя, которые предоставляют нам 8 основных прав: на выбор, на безопасность, на информацию, на возмещение ущерба, на образование, на удовлетворение базовых потребностей, на экологию и, наконец, на возможность быть услышанным. Я очень надеюсь, что в государстве услышат массовое потребительское недовольством качеством жизни и начнут решать проблемы ЖКХ, здравоохранения, образования, торговли, экологии, исходя из норм потребительского права, которое и должно являться одним из главных инструментов внутренней и внешней политики России.
Напомню также , что регулирование вопросов по защите и удовлетворению моральных, материальных и иных ценностей граждан нашей страны соответствует основополагающим принципам международных и государственных нормативно-правовых актов, прописанных в Конституции Российской Федерации и во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН.