В самом центре Бостона, на Tremont Street, зажатое со всех сторон современными небоскребами из стекла и бетона, находится кладбище Granary Burying Ground. Почти в самом центре финансового квартала, где квадратный метр земли стоит почти столько же, сколько я зарабатываю в год, мирно покоятся жители Америки, похороненные там с 1660-ого года. Красивые надмогильные плиты с печальными ангелами смерти на витиеватом старомодном английском языке повествуют прохожим о том, что "здесь покоится брат Адамс, что покинул бренный мир марта 26-ого ... года". Каждая могила рассказывает краткую историю человека, который строил Америку. Вы не поверите, но на некоторые могилы бостонцы до сих пор кладут цветы!
Скажу вам честно, посещение этого кладбища серьезно меняет представление об Америке. Сколько себя помню, мне класса с пятого рассказывали о том, что американцы - жуткие капиталисты, обеспокоенные тем, как заработать на чем угодно. И нет для них ничего святого - только жажда наживы. Cash is the King. И потому так непривычно, так контрастно смотрится это умиротворенное царство Морфея по соседству с Citibank. Вас удивит еще больше, если я скажу вам что в 2011-м году местные власти выделили дополнительные $300,000 на благоустройство Granary Burying Ground.
А потом я прихожу домой, только для того, чтобы прочитать, что в селе Изобильном в моем родном Крыму были обнаружены дома, построенные с использованием десятка мусульманских надгробий, башташей. Честно говоря, такие же истории приходилось слышать и о селе Зеленогорском (Эфендикой до депортации), где могильные плиты со старых мусульманских кладбищ использовались для строительства свинарников. А еще до этого приходили печальные новости о том, что некоторые дома в Верхнесадовом (некогда Дуванкой) были построены с использованием башташей. И каждый живущий крымский татарин вспомнит не один шокирующий пример того, как памятники с могил их предков использовали для строительства очередной гротескной мазанки.
Вспоминается русский дед, который как-то рассказал, что в 1960-х в Крыму бульдозерами сносили целые мусульманские кладбища. "Ну а зачем?" "Да ты пойми, после войны строиться же особо было не с чего. Мертвым же с них толку уже никакого, а живым этот камень еще службу сослужит," оправдается старик, чеша седеющую голову.
И я пытаюсь понять логику тех, кто рушил эти кладбища, растаскивал их по кусочкам, чтобы достроить дачу, дом, курятник, свинарник, туалет. И не могу понять. Ну вот как-то сложно представить себе старое здание в американском городе из которого торчит надгробная плита с полузатертыми датами рождения и смерти. Отношение к смерти - это, в конечном итоге, отношение к истории и религии. Это та лакмусовая бумажка, которая служит индикатором нашей культуры и образованности.
А если государство или гражданское общество целеустремленно уничтожает свидетельства истории мусульманского Крыма, то это лишь свидетельствует о том, что оно обречено повторять ошибки истории снова и снова. Обречено жить днем Сурка.
ИСТОЧНИК