Когда-то, в конце 60-х годов, мои родители выписывали журнал «Наука и жизнь». Отец сохранял журналы, как мне, ребенку, казалось, ради чудесного отдела, кажется, он назывался: «мастеру на заметку». Там разного рода умельцы делились маленькими «открытиями», как в условиях советского быта и сервиса, с помощью нехитрых приспособлений улучшить ненавязчивый советский дизайн разных вещей и устройств, как, используя подручные средства, починить часто ломающиеся вещи, заменять хитрые инструменты и приспособления, которые, как потом оказалось, во всем мире были в избытке. Всякие там трубочки, надетые на кончик технической масленки; рецепты клеев для разных материалов; подгонка пробок и пр. Я редко мог продраться сквозь текст в научной части журнала, но, что касается разных "мелочей жизни", тут я был заинтересованным читателем. В отличие от отца, который прочитанные советы по усовершенствованию сразу применял и практически использовал, мне доставляло удовольствие просто о них узнавать и понимать, в чем их смысл.
В послесоветское время возникла целая журнальная индустрия полезных советов домашнему мастеру, строителю и пр. Я несколько лет возил их отцу в Харьков. Постепенно, примерно, к концу 90-х эти журналы утеряли свой первоначальный смысл: быть помощником рукастых домашних умельцев и превратились в цветные каталоги разных хитрых инструментов и устройств, которых раньше не было и которые нужно было заменять собственной смекалкой, и тех предметов, которые домашний умелец раньше должен был делать сам: полки, стулья, камины и пр. и пр.
В «Науке и жизни» был еще один интересный для меня отдел: там читатели могли проверить свою смекалку и наблюдательность. Часть материалов раздела была построена на разного рода визуальных загадках: поисках различий в почти одинаковых картинках, или, наоборот, поисках общего среди разных предметов, и прочих «головоломных» забавах.
Недавно я вспомнил о том, как когда-то пытался разбираться в рисованных головоломках. И вот, по какому случаю.
На последнем занятии по журналистике мы со студентами восстанавливали новостную повестку прошедшего дня (27 октября), а потом сравнивали ее с новостными сюжетами Первого канала за этот день.
Конечно, все всё знают, но, просто, чтобы было понятно: первая новость главного канала огромной страны – уже не об Украине! А вовсе даже о том, как американскому боксеру Рою Джонсу вручают российский паспорт. Ну, добро бы, он отказался от своего американского или принял российское подданство в пику политикам своей страны! Так нет, он просто получил второй паспорт для каких-то своих целей и благодарен за это «особенно президенту Путину». И оказывается, что в нашей большой стране нет более важных событий, чем вручение в «отделении ФМС» второго паспорта американцу. А главный «ночной волк» набрасывал ему на плечи российский флаг, как набрасывают полотенце отдыхающим боксерам.
Блок внутренних новостей продолжился двумя «новостями» о нефти-газе-долларе-бюджете: Путин по видеосвязи открыл работы по строительству новой нитки газопровода: «Начинайте!», а Силуанов высказался о бюджете-2016: «возможности в стране есть».
Затем шел блок из шести! сирийских новостей (еще не было египетского самолета). А потом, как пел Галич, «в части Разное», 13-й по счету, прошла новость о том, как в Красноярске пытались ограбить маленький магазин-киоск. Сюжет был снят камерами наблюдения магазинчика.
Грабитель с ножом набросился на кассиршу, та смогла вырваться. Пока грабитель вынимал деньги из кассы, она выбежала из магазина, позвала на помощь, заперла пластиковую дверь. Двое активных молодых людей помогали ей держать дверь, подоспевшие полицейские открыли дверь, один из них повалил незадачливого грабителя, которым оказался освободивший вор.
В общем, новость как новость, из разряда «близится день работников правоохранительных органов, но и граждане у нас начеку».
Вопрос: какова вероятность того, что это вовсе и не новость, а «серая реклама», так сказать, «творческий подход к социальной рекламе»?
Готовясь к занятию, я, на основе нескольких замеченных деталей, оценил эту вероятность так: процентов восемьдесят пять. Но ребята несколько раз посмотрели ролик и отметили деталь, которую я пропустил. Поэтому в конце я уже склонялся к цифре 95% в пользу того, что это «творческий подход к рекламе».
Если у кого-то есть охота, посмотрите, потренируйте наблюдательность: http://www.1tv.ru/newsvideoarchive/pd=27.10.2015 (13/20). Да, между прочим, Сечин, в новости, посвященной нефти-газу, сказал, что Роснефть в борьбе за рынки «будет проявлять смекалку». Так что, потренироваться будет явно не лишним.