Ему было чуть за пятьдесят. Усы, скрывающие улыбку, и живые глаза дополняли стремительные движения и широкие шаги. Худым его нельзя было назвать уже лет пятнадцать. Внешне он напоминал доброго Винни-Пуха из нашего мультфильма. А еще он был ракетчик и советский полковник в отставке. И видел вживую легендарного нарушителя советской границы Руста. Сначала на радаре, потом в телевизоре.
Голос его звучал чуть нараспев. И он хорошо и много улыбался. Прошло достаточно времени, и я уже не помню, почему и кто первый произнес немецкую фамилию Руст.
- А дело было так,- интригующе начал он и отставил в сторону банку с тушенкой, которую умело открывал.
- Когда немец этот границу пересек, его сразу отфиксировали. Практически на подлете. Истребитель к нему наш отправили, мол, добро пожаловать в СССР, дорогой товарищ. Истребитель посмотрел. Самолет летит и летит. Ну и пусть летит, передал дальше. Самолетик легкий, скорости с истребителем разные.
И вот тут Руст вошел в зону ответственности 54 корпуса ПВО,- он потер руки и сделал паузу.
- Эстонию пролетел, значит. Начинается передача цели РИЦ дивизии для РИЦ корпуса 54-го. Все думают, передавать или нет цель на сопровождение. Думали 14 минут! Много,- он налил по одной, положил тушенку на хлеб, мы чокнулись и выпили.
- Передали, значит, цель,- он откусил самодельный бутерброд с тушенкой, прожевал и продолжил, - под их ответственность, мол, ребята, принимайте. Те посмотрели и говорят: не обнаружена, - он поднял указательный палец вверх и сделал паузу.
- Понимаешь, с опозданием на 14 минут. Еще 54 корпус ищет цель. Нет цели . Ну и все , все успокоились, мол, мало ли что там было, может сельхоз цель или спортсмен, а сейчас нет никого. В общем, дальше не пошло, ни в Московский округ, никуда, - он налил еще по одной.
- А самолетик дальше летит. Московский округ ПВО никто в боеготовность не приводит, а потому что никто больше его не ищет. Так мое дежурство в тот день и закончилось.
Я в 7 часов вечера 28 мая прихожу домой и включаю телевизор. Не цветной еще. Радуга, по-моему, старый такой. Там еще звук и картинка не совпадали, надо приставку было специальную покупать, но и без звука смотрю и вижу: финское телевидение показывает, на Красной площади садиться самолет. Я жене говорю, во бляха-муха, какой фильм сняли, - он налил еще по одной.
- Бам, звук. Загудела спецсвязь. Готовность.
Генерал майор Кромин вызывает. Всем на командный пункт прибыть немедленно. Приезжаю. Все бегают нервные, бледные, обделавшиеся, одним словом.
И команда: товарищи, все, что у вас на магнитофонах, ну, вы поняли? Немедленно, - он помолчал чуть-чуть.
- Узнаем, на Красной площади сел Руст. Финита ля комедиа!
Ну, а на следующий день прокурорские орлы приземлились у нас в части. Вопросы задавать начали, типа, а вы какие команды получали, вы что видели? Отвечаем: Я видел то и то. Самолет в зону огня и в зону поражения не входил. Какие мои действия? В зону поражения же не входил, какие действия - никакие. Прокурорские покряхтели и дальше начинают, так, мол, а 7-й дивизион, вы почему огонь не открыли? И все так нервно это, на повышенных,- он по прежнему улыбался, но глаза уже не смеялись.
- В соответствии с приказом о несении боевого дежурства, открывать огонь должен по боевым судам нарушителям государственной границы. Это было не боевое судно,- он потер затылок и откинулся назад,- короче, веселая жизнь была в тот месяц у нас. На всю оставшуюся запомнил, - он включил чайник и щедро насыпал в кружки заварки из банки.
- Потом, когда уже был анализ ситуации, все более-менее стало понятно. Понимаешь, нижняя кромка зоны обнаружения была такая то. Он шел ниже. Этот гаденыш летел не просто грамотно, он знал, как обходить каждую конкретную роту. Ему четко объяснили, и вся информация у него была, мол, эта рота стоит на регламентах - надо лететь здесь. А у соседней роты нижняя зона кромки обнаружения значительно выше, она ничего не будет делать. Не увидит просто ничего. Маршрут ему классно отработали. Результат: министра обороны сняли, главкома войск ПВО сняли, комдива полковника Скорохода сняли, командующего 6-й армией сняли. Всех непослушных и имеющих свое мнение в армии.Оставшихся сослали в 10-ю армию . Вот так, Эдуардыч, это все происходило,- он улыбнулся и налил в кружки чай.
-А почему из армии ушли, Александр Анатольевич?- спросил я в лоб.
Он прекратил улыбаться, вздохнул и сказал:
- Знаешь, в армии есть три вида полковников: товарищ полковник, полковник и эй-полковник. Я служил в первой.