Нашел в Сети интересное и весьма актуальное исследование кандидата юридических наук Владислава Красинского ОБ УЧАСТИИ ОРГАНИЗОВАННЫХ ПРЕСТУПНЫХ ГРУПП В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ. Думаю, что многим интересно будет ознакомиться с его основными положениями:
«...К числу политических задач организованных преступных групп, связанных с избранием представителей криминалитета в органы государственной власти и местного самоуправления, следует отнести:
- замещение выборных должностей муниципальных образований с целью последующего использования должностных полномочий в интересах организованных преступных групп;
- формирование в федеральных и региональных органах государственной власти депутатского корпуса, лоббирующего принятие нормативных правовых актов, политических, административных и иных официальных решений в интересах организованных преступных групп;
- приобретение иммунитетов выборных должностных лиц и депутатской неприкосновенности.
Перспективные экономические задачи организованных преступных групп, связанные с избранием их представителей в органы государственной власти и местного самоуправления, включают:
- легальный передел рынков сырья, недвижимости, товаров и услуг в интересах организованных преступных групп;
- установление контроля над прибыльными бюджетообразующими предприятиями и высокорентабельными отраслями экономики (строительство, топливно-энергетический комплекс, добывающая промышленность, учреждения кредитно-финансовой сферы);
- неправомерное получение дополнительных льгот и преференций (экспортно-импортные операции, налоги, лицензионная деятельность, квотирование)
- неправомерное получение кредитов и управление бюджетными средствами в интересах организованных преступных групп...
...В ходе подготовки и проведения выборов представители организованных преступных групп используют наряду с разрешенными законом методами политической борьбы следующие методы:
- подкуп руководства политических партий, региональных отделений политических партий, членов избирательных комиссий, судей, сотрудников правоохранительных органов, журналистов. (Как показывает практика, на подкуп должностных лиц – объектов заинтересованности организованных преступных групп - тратится 2/3 от общего объема преступных доходов. Введение пропорциональной системы по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации принципиально не изменило ситуацию.
Если раньше представители организованных преступных групп избирались от подконтрольных им территорий - соответствующих одномандатных или многомандатных округов или покупали «проходные» места в партийных списках, то теперь существенно возросла роль партийной коррупции в политическом процессе);
- подкуп избирателей;
- шантаж партийных функционеров, членов избирательных комиссий, журналистов, судей;
- компрометация честных и компетентных должностных лиц и сотрудников правоохранительных органов;
- принудительная доставка избирателей транспортом кандидата на избирательные участки;
- уничтожение имущества (поджоги помещений, транспорта, общественных приемных и избирательных штабов кандидатов);
- насильственные действия в отношении политических конкурентов, членов их семей и родственников (в том числе совершение убийств)....
...Важно подчеркнуть, что по действующему законодательству о выборах наличие оперативно-значимой информации о связях кандидатов с представителями организованных преступных групп не является основанием для отказа от регистрации кандидата (списка кандидатов), исключения кандидата из списка, аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов) или отмены регистрации кандидата (списка кандидатов)...
...Дефициты местных и региональных бюджетов, с одной стороны, и наличие значительных материальных средств в распоряжении организованных преступных групп, с другой стороны, способствовали формированию заинтересованности органов власти в сотрудничестве с организованными преступными группами, а в дальнейшем и зависимости государственных и муниципальных органов от представителей криминалитета. Экономическая состоятельность организованных преступных групп и подконтрольных им финансово-промышленных структур позволяет представителям криминалитета выступать основными спонсорами избирательных кампаний, контролировать деятельность судей, избирательных комиссий, правоохранительных органов и СМИ. В период подготовки и проведения выборов кандидаты, представляющие интересы преступных групп, нередко демонстрируют готовность и умение решать социально-значимые вопросы: асфальтируют дороги, устанавливают памятные доски воинам-участникам Великой Отечественной Войны, строят детские площадки, стремятся участвовать в осуществлении экономических программ и приоритетных национальных проектов...
...Как свидетельствует электоральная практика, в общественном сознании населения ряда субъектов Российской Федерации сформировались толерантность и симпатии среди населения в отношении избранных в органы государственной власти и местного самоуправления представителей организованных преступных групп и связанных с уголовной средой кандидатов на выборные должности. В ряде субъектов Российской Федерации представители криминалитета пользуются уважением среди населения. Черты уголовной субкультуры (культ насилия и паразитизма, антиобщественные нормы – обычаи, азартные игры, жаргон, грубая матершина, клички, татуировки, блатные песни) проникли в повседневную жизнь и регулярно воспроизводятся в отдельных социальных группах российского обществ. Необходимо отметить, что представители организованных преступных групп активно поддерживают усиление криминального влияния в обществе, в том числе в молодежной среде. Известны случаи организации спортивных секций, клубов по интересам, развлекательных центров и дискотек, находящихся под влиянием представителей организованной преступности и финансирующихся из их источников...
...Переход на пропорциональную систему выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, установление правовых ограничений на избрание в органы государственной власти и местного самоуправления лиц, имеющих на день голосования неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, преступлений экстремистской направленности, детализация финансирования участия политических партий в выборах, ужесточение юридической ответственности за нарушение порядка финансирования избирательных кампаний, отзыв лицензий у ряда учреждений кредитно-банковской системы, подозреваемых в причастности к отмыванию денежных средств, высокая эффективность использования властных полномочий коррумпированных руководителей и должностных лиц федеральной и региональной систем государственного аппарата в интересах организованных преступных групп, не требующая личного представительства криминалитета в органах государственной власти и местного самоуправления, повлекли за собой и изменение тактики криминалитета по продвижению своих кандидатов в органы власти...
...В настоящее время заметно снизилось число представителей организованных преступных групп, непосредственно баллотирующихся в депутаты или на выборные должности. Сейчас лидеры уголовной среды предлагают перспективным кандидатам свое участие в финансировании избирательной кампании либо самостоятельно заблаговременно готовят для внедрения в органы государственной власти и местного самоуправления своих «незасвеченных» ставленников, не имеющих судимостей, не скомпрометировавших себя выявленными связями с организованными преступными группами...
...Несмотря на легализацию статуса и доходов, никто из депутатов или выборных должностных лиц, являющихся лидерами уголовной среды, не распустил свои боевые группировки («боевиков»). Как правило, эти структуры действуют под прикрытием частных охранных предприятий или служб безопасности. Таким образом, в ходе организации и проведения выборов у представителей организованных преступных групп сохраняется возможность использовать силовое воздействие на избирательный процесс для оказания влияния на принятие политических решений, дестабилизации обстановки и устрашения населения. Кроме того, лидеры этнических преступных групп, действующих на территории Российской Федерации, могут использовать свои боевые подразделения в ходе межнациональных столкновений, периодически возникающих в отдельных субъектах Российской Федерации...
...Замещение выборных должностей представителями организованных преступных групп неизбежно приводит к росту теневого экономического потенциала, находящегося под контролем криминалитета. Преступные группы получают доступ к управлению бюджетными средствами, распределению ресурсов и льгот, что позволяет им занимать лидирующие позиции в экономике субъектов Российской Федерации...
... Представители уголовной среды, избранные в органы государственной власти и местного самоуправления, эффективно используют властные полномочия для борьбы со своими конкурентами, для неправомерного воздействия на сотрудников правоохранительных органов, прокуроров и судей. Сложность привлечения к ответственности представителей криминалитета, наделенных иммунитетами, поддержка преступными группами коррумпированных руководителей и сотрудников государственных, в том числе правоохранительных органов, способствуют увольнению из государственного аппарата честных сотрудников и квалифицированных специалистов...
...Правовые меры борьбы с криминализацией органов государственной власти и местного самоуправления предусматривают совершенствование законодательства путем установления правовых ограничений на избрание в органы государственной власти и местного самоуправления лиц, находящихся в федеральном розыске, имеющих судимость (в том числе снятую и погашенную) за совершение тяжких или особо тяжких преступлений. В федеральных законах о выборах предлагается закрепить обязательность указания кандидатами в депутаты и (или) на выборные должности всех имеющихся судимостей (в т.ч. снятых и погашенных), а также информирования политическими партиями и избирательными комиссиями избирателей о всех судимостях кандидатов. В целях пресечения противоправной деятельности и подготовки материалов для привлечения к ответственности представителей криминалитета, избранных в органы государственной власти и местного самоуправления, предлагается использование института приостановления полномочий депутатов и выборных должностных лиц...
...Аналогичные нормы можно было бы воспроизвести и в законодательстве субъектов Российской Федерации, определяющем статус депутатов и выборных должностных лиц.
Организационно-кадровые меры противодействия криминалитету должны охватывать две группы мер. Первая группа мер противодействия касается внутрипартийной кадровой политики: проверки кандидатов в члены партии, выявления фактов партийной коррупции и передачи собранных материалов правоохранительным органам, проверки членов партии, баллотирующихся по партийным спискам, исключения из партии лиц, скомпрометировавших себя связями с экстремистскими организациями и организованными преступными группами. Вторая группа мер связана с совершенствованием кадрового комплектования всей системы государственных органов. Следует констатировать, что до недавнего времени кадровая политика в органах государственной власти и управления была ориентирована преимущественно на привлечение мало проверенного контингента, не имеющего достаточной профессиональной подготовки и образования... ».
P.S. Помимо предложений Владислава Красинского есть многолетний зарубежный опыт проверки кандидатов на выборные должности. В наиболее совершенном виде он воплощен в документах спецслужб США, многие из которых есть в открытом доступе. Там активно используются оперативные данные полиции и ФБР о кандидатах. Тот беспредел, который наблюдается у нас в стране, там фактически исключен.