Поговорим о краудфандинге

Блог Алекса Экслера
Писатель

Краудфандинг - это так называемое "народное финансирование", то есть сбор денег у обычных людей под какой-то проект.

Форма эта сейчас - очень популярная, достаточно эффективная и, благодаря ей, удалось собрать деньги под многие хорошие проекты: например, создатели "умных" часов Pebble собрали деньги на свою разработку методом краудфандинга (просили $100 тысяч, а собрали на первом этапе более миллиона), сборная России по фридайвингу с помощью краудфандинга собрала средства для поездки на Чемпионат мира, проходящий на Сардинии (и обе команды - мужская и женская - стали чемпионами).

Но мне интересно, что будет происходить, когда собиравшие деньги проект не осуществляют. По разным причинам: объективным (не получилось), субъективным (расхотелось) или мошенническим (и не собирались осуществлять, вводили спонсоров в заблуждение).

А ведь таких историй - немало. Что при этом происходит? А ничего не происходит - мол, люди давали деньги на свой страх и риск, а когда риск ушел - оказалось, что кроме страха ничего не осталось.

И это может поставить крест на системе как таковой. Уже сейчас, видя призывы помочь профинансировать какой-то вроде интересный проект, я уже думаю: а не мошенничество ли это? Оно понятно, что меня за горло никто не хватает и я если участвую - то строго добровольно и с песней, но тем не менее?

Не так давно мы обсуждали компанию Circet, которая собирает деньги напроекционный браслет, причем этот браслет чисто физически не может существовать, а демонстрационные ролики, которые компания выложила на сайте - явный видеомонтаж. А они собрали довольно много - идея-то интересная. Только неосуществимая. И что спонсоры будут делать, когда никакой проекционный браслет так и не появится?

Ну или, например, некто собирал деньги на свой проект "Реальная шовинистическая кухня". Собирал, правда, подозрительно немного - всего 300 тысяч рублей ($10 тысяч по тому курсу). Этих денег не только на шовинистическую - на обычную домашнюю кухню не хватит, не говоря уж о профессиональной демонстрационной. (Я в ресторанном бизнесе все-таки немного понимаю.) Собирал в мае прошлого года. В призыве на странице проекта написано, цитирую:

Это отличная публичная история, красивый проект и много активности.

Да, публичная история, красивый проект и много активности. В мае месяце деньги собрал, в июне написал, что не нашел вариант аренды, сейчас конец января - и только спонсоры в комментах попискивают, мечтая о реально шовинистической кухне и многой активности. Не говоря уж о красоте проекта.

Кроме того, кто мешает какому-нибудь Васе Пупкину заказать хорошему спецу рисунок "ах, какого гаджета", который реально сделать невозможно, опубликовать это дело, собрать денег, а потом заявить, что рабочий прототип взорвался, все его паровые машины также взорвались из-за неисправности предохранительного клапана, так что всем спасибо - все свободны.

Как с этим поступать? Может быть, нужно продумать какие-то защитные механизмы от подобных случаев? Оно понятно, что пока все регулируется принципом "не хочешь - не участвуй, поучаствовал - забудь об этом", но так оно все-таки выглядит как-то не очень.

источник 

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру