По следам школьных трагедий: слышат или родители или вся страна

Блог Светланы Дутты
Психоаналитик

Собралась я все-таки написать заметку по следам пермской трагедии. Хотя морально, - это сложно: приближаться к таким страшным событиям. Но за это время мне поступил ряд вопросов как к психологу с просьбой прокомментировать, как такое возможно. Почему такое происходит? А ведь подобные трагедии все чаще происходят в школах, и все чаще в центре событий оказываются школьники. Это может быть жестокая травля учениками своего одноклассника, жестокая драка в арке дома, когда девушка подговорила избить старших дружков своего бывшего парня, это может быть жестокая резня или стрельба. Но то, что объединяет все эти кошмарные истории, это - жестокость, холодная и лишенная чувств.

В таких сложных вопросах причин всегда бывает несколько, она не может быть одна. Я бы выделила три причины, о которых мы сегодня и поговорим. Первая - ситуация в обществе, вторая - внутренняя, то есть психическая, третья - семья и воспитание.

Итак, на мой взгляд, в современном обществе процветает и набирает обороты процесс дегуманизации.

Суть дегуманизации заключается в формировании образа человека как существа обезличенного, недостойного существовать. Лишает чувств и привязанности.

Если мать в роддоме хочет отказаться от своего малыша, акушерки делают все возможное, чтобы она взглянула в его личико и приложила к груди. Тогда начинает формироваться привязанность, и если она это сделает, ей будет  гораздо сложнее его оставить, практически невозможно, так как он предстанет перед ней как конкретный ребенок, человек в своем теле...  

Дегуманизация  нацелена на искоренение гуманности, сплоченности людей и провоцирует безграничное превосходство, вседозволенность дегуманизаторов над теми, на кого она направлена. Этот процесс характеризуется утратой духовных и нравственных ценностей общества, отказом от мировоззрения, основанного на справедливости, внимании и уважении к личности, к индивидуальным качествам человека. Это то, что сейчас процветает в обществе. Хотя нельзя сказать, что этого не было раньше: расизм, фашизм также являются следствием и примерами дегуманизации.

Дети сегодня зачастую не имеют реального представления о хрупкости человеческой жизни и тем более — чувств. В комедиях в смешном виде преподносятся драки, сюжеты, где герой получает травмы несовместимые с жизнью, но далее встает и идет покорять новые горизонты, как ни в чем не бывало.

Что же происходит с этими людьми и детьми в психическом плане. Вы, возможно, обратили внимание, что как правило, они делятся на две категории, если условно мы можем их разделить. Либо это отъявленные дебоширы, двоечники, на которых сложно найти управу, часто состоящие на учете у психиатра (как было с одним из учеников, напавших на детей в пермской школе) или у службы по делам несовершеннолетних. Либо очень тихие, спокойные дети. А ведь народная мудрость задолго до психоанализа говорила, что «в тихом омуте черти водятся» (кстати, таким описывают второго нападающего подростка). Так вот про что же этот омут?

Равно как и у физического тела есть разные заболевания, так и у психики тоже имеются разные расстройства. И эти два типа характеризуют разное психическое функционирование. Первый — буйный: это психопаты, социопаты. Они вполне себе осознают, что они делают, даже если до конца не просчитывают всех последствий, они получают наслаждение от страданий других. Чувство вины им если и доводилось испытать, то было это недолго и не настолько сильно, чтобы заставило их измениться. Это люди, от которых страдают другие. Они сами страдают, но меньше, либо не страдают вовсе. Второй тип — это, так называемые,  психотики - люди, которые очень сильно нуждаются в поддержке, они как-бы рассыпаны и они не понимают, на кого они могут опереться. Если это подросток, то часто он опирается именно на «смелых» психопатов (два мальчика из пермской школы). Это дети и взрослые люди, которые, если  причиняют вред другим, то прежде всего сами сильно страдают. Это те люди, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств впадают в психоз. Психоз характеризуется измененным состоянием сознания и отсутствием тестирования реальности. Человек в психозе неспособен тестировать реальность. Например, послеродовой психоз, когда ребенок представляется преследователем, или психоз на почве ревности, известный как «бред ревности», или «белая горячка». Это именно те люди, которые слышат голоса, видят галлюцинации, говорят бред (в клиническом смысле этого слова).

И, наконец — семья. Все закладывается в возрасте до трех лет. Ну ладно, до шести можно подкорректировать. Ну ладно, до восьми — при огромном желании исправить. Психоз и психопатия — это наследие первого и второго года жизни. Очень часто взрослые отказывают младенцам в чувствах, говоря, что он еще ничего не понимает. Давно младенцы умирали во время операций от болевого шока, так как операции проводились без наркоза, т.к. считалось, что боли они тоже не чувствуют.

Так вот, подобные  психические нарушения всегда связаны с взаимодействием с матерью, а позже — с обоими родителями. Прежде всего нарушается чувствование матерью потребностей ребенка на физическом и психическом уровне. Например, он хочет есть, а она его одевает. Он замерз - она его кормит. Она делает то, что хочет она, а не то, что надо ребенку.  То есть ответ на физическую потребность ребенка на первом году жизни — неадекватный. Позже это может проявляться в формуле: «я отдала его на футбол», «на плавание» и т. д. При том, что ребенок хотел «на музыку». Речь здесь не идет только об асоциальных семьях, очень часто — это семьи обеспеченные, где  денег на детей тратится в разы больше, чем времени и внимания.

Далее - отец. Он либо чрезмерно жестокий, либо — попустительствующий и вечно занятый. Его может не быть вовсе, но если он и есть, то часто — формально. Его нет, в качестве фигуры, представляющей закон. 

То есть чаще всего в зоне риска оказываются дети, которых не слышат (!) родители. Дети, которых родители слышат,  не нуждаются в том, чтобы о них услышала вся страна. А тем, кого не слышат, потом хочется славы, пусть даже такой извращенной, но в реальности им хотелось бы просто любви и внимания родителей. Только деньги не есть любовь, а внимание не есть банальное присутствие. Можно ни на шаг от себя не отпускать ребенка, но при этом понятия не иметь, что творится у него в душе. 

Детей не слышат. Вспомните историю в школе с Ивантеевским стрелком. Ведь он предупреждал о своем желании нападения и предупреждал о вполне конкретных планах.  Говорил друзьям, что с лета вынашивал планы взорвать школу. Но и тут его не слышали. Очень долго его слова воспринимались как шутка, пока трагедия в школе все-таки не произошла. После чего он стал заметен и вполне себе реален. Так как многие из таких людей искренне сомневаются в своем существовании. Им нужны доказательства извне.

Это беда. Социальная, семейная, психическая.

И последнее.

Из сообщений СМИ: «Рано утром в Крещение трое подростков пришли в школу с топором, ворвались в класс, где шел урок у седьмого класса. Парни из 9 "Б" стали размахивать топором, одной девочке отрубили пальцы, других били по головам. Учительница русского языка и литературы Ирина Раменская, которая вела урок, пыталась закрыть собой детей».

Вот так один эпизод обязательно влечет за собой последующие, как бы «развязывая руки». Они хотят по громкости дела «переплюнуть» первый случай, такая у них конкуренция. У тех был нож, у этих — топор. Но потом люди привыкают. Уже и не помнится где это было, и было ли это вообще, ведь Улан-Удэ так далеко....

Берегите себя и любите своих детей!

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру