Есть люди, которые бросаются очертя голову на борьбу за справедливость. Есть люди, которые делают каждый шаг осознанно и обдуманно. Все мы знаем, что, приняв решения и предприняв какие-то действия, мы иногда вторгаемся в сферу чьих-то интересов и провоцируем чью-то ответную реакцию.
Умер Василий Алексанян, 39-летний юрист ЮКОСа. С апреля 2006 по январь 2009 его держали в «Матросской тишине». Там же у него обнаружили ВИЧ, рак и туберкулез. Судья Симоновского суда г. Москвы в течение двух лет отказывался освободить смертельно больного Алексаняна. (На сайте «Свободы» краткая история разворачивавшейся в СИЗО и суде эпопеи - http://www.svobodanews.ru/content/article/24348057.html
) Но ему предлагали освобождение в обмен на признательные показания и изобличение руководства ЮКОСа. Алексанян предпочел не врать.
Простой выбор: соврать – не соврать, получить должность – пропустить кого-то вперед, покривить душой – или нет. Мы делаем такой выбор каждый день и каждый раз мы знаем, что получим и чем рискуем. Обычно цена выбора измеряется выговором от старших, неповышением зарплаты, а то и просто уступленным местом в метро.
«Правду говорить легко и приятно»,- говорит известный герой в известном романе. И мы знаем, чем обернулся для него этот выбор «говорить правду», а не лукавить.
Судьба Алексаняна напоминает нам об этой самой высокой цене выбора между правдой и ложью, о настоящей цене выбора, о самой твердой цене, которую можно заплатить за свой выбор, за естественное желание оставаться честным человеком. В христианской культуре из таких поступков людей вырастали жития, их называли святыми, а за спинами их преследователей агиографам виделись дьявольские хари. В светской культуре, к которой и сам я принадлежу, для таких людей есть лапидарное определение – «порядочный человек», а для его преследователей такое же лапидарное – «подлецы».
Сохранять порядочность в наше время, хотя это и кажется занятием глупым, не так уж и трудно. Не соблазняй малых сих, уступи место старушке, не обижай слабого. Слава Богу, не война, а «враги» – не кровавые захватчики. Словом, жить можно, но иногда за то, чтобы продолжать считать себя порядочным человеком, приходится платить очень дорого.
Нужно ли было платить такую высокую цену?
Нет ответа на этот вопрос, вернее, ответ на него не может дать никто, кроме самого человека, принимающего решение.
Не верю я в проповедников, в моралистов, в громогласных ораторов, поднимающих окровавленное тело как знамя и призывающих толпу к новым жертвам, не важно, в церковной проповеди или на митинге. Верю в то, что всегда в душе человека будет сохраняться возможность делать этот выбор.
Единственно, о чем хотел бы просить для себя и для тех, кто воспринимает мои слова серьезно – это возможность сделать выбор осознанно и обдуманно, хорошо понимая возможные последствия. Но ведь даже такую небольшую, вроде бы, просьбу, так сложно выполнить. Как можно принять обдуманное решение в горячке и хаосе борьбы или перед лицом отвратительного хама. Значит, придется поступать так, как поступается. Платить все равно придется, и святому, и порядочному, и подлецу, и дьявольскому порождению.
Наше время чем-то напоминает времена раннего римского христианства. Среди полной мерзости и безмерного человеческого падения, в особенности приближенных к высшей власти, встречались странные люди, верящие в какого-то Иисуса, сына Божия. Высота их духа была соизмерима только глубине нравственного падения их преследователей. А вокруг шумела жизнь, создавалась замечательная поэзия, творили скульпторы и выдающиеся архитекторы, писались философские трактаты, плебс требовал и получал хлеб и зрелища. И мы помним имена философов и поэтов, и военачальников, и императоров.
А кто помнит сейчас имена сотен замученных последователей Иисуса из Назарета? Кто вспомнит через сотню лет об Алексаняне? Так нужно ли было оставаться твердым? Кто может на это ответить? Наверное, только он сам, тот, кто заплатил за свой выбор.