Патриотически-маргинальный подъём

Николай Яременко
Журналист, автор книг о спорте, главный редактор интернет-радиостанции Komanda.com

Читаешь заголовки в прессе наподобие такого: «Мы должны усилить патриотический подъём» - и диву даёшься. У нас и патриотизм свой какой-то особенный, не похожий ни на какой другой – как до поры до времени никем не виданная суверенная демократия. Вроде как любой патриотизм должен основываться на любви, а у нас он основан исключительно на ненависти. Речь даже не о патри-ботах в интернете, которые бану своего аккаунта радуются, словно цензурному закрытию СМИ. У нас и политики все поголовно стали произносить словечки, прежде украшавшие лишь маргинальную публику.

У меня было давно сформулированное для себя правило: если собеседник вместо поиска контраргументов в любой дискуссии начинает назойливо произносить словечки типа «русофобы» - всё произносимое им дальше моментально летит в виртуальную корзину. Но как мне забанить Валентину Матвиенко и ей подобных вроде как лидеров, которые с комсомольским задаром рапортуют о том, какими темпами растёт на вверенной их попечению территории патриотизм и как нам теперь противостоять «русофобии».

Ясно, что не вдруг маргинальными стали эти люди – они чутко держат нос по ветру. Или, как говорят теперь – улавливают актуальные тренды. А ведь и страна в массе своей за последнее время сама страшно маргинализировалась. Может, я себя успокаивал, может, занимался самовнушением, но такой степени «борьбы с русофобией» я в нашем обществе не видел.

Буквально один пример.

Еду несколько дней назад в метро, читаю «Новую газету». Подборка материалов о ситуации в Крыму и в других украинских регионах на целый разворот. Чувствую, что сидящий рядом человек внимательно через моё плечо углубился в чтение тоже. Не то чтобы меня раздражает подобная манера (это всё-таки, как ни крути, вторжение в частную жизнь) – просто я буквально кожей почувствовал напряжение, исходящее от него. Точнее сказать, напряжение, переходящее в агрессию.

- Вы провоцируете? – неожиданно спросил он. – Зачем такие газеты читаете?

К дискуссии о СМИ в метро я как-то не был готов. Поэтому отреагировал как-то вяло:

- Простите?

- Ах ещё и простите?! Сначала провоцирует нас тут всех русофобскими газетами, а теперь ещё и просит прощения?

С идиотами вступать в разговоры бессмысленно. Я встаю и направляюсь к дальней двери, чтобы выйти из вагона на ближайшей станции. Но мгновением раньше мой, назовём его так, собеседник вырывает из моих рук газету и, скомкав, бросает её на пол.

История не была бы достойна даже упоминания о ней – мало ли городских сумасшедших встречается сегодня, но весьма примечательно не поведение этого маргинала, а реакция окружающих. Когда этот человечек с активной псевдогражданской позицией побежал за мной по вагону и закричал уж совсем абсурдное, тыча в меня пальцем: «Вы слышали?! Он призвал русских резать!» – толпа загалдела, готовая вооружиться плевками, угрозами, нажатием на кнопку «Экстренная связь с машинистом» и т.п. Ясно, что не в адрес моего визави. Причём улюлюкали даже те, кто прекрасно видел и слышал всё с самого начала.

Читал где-то с месяц назад чью-то историю, где автор описывал, как во время очередного провластного митинга, посвящённого необходимости воссоединения с Крымом, он стоял неподалёку с плакатом, выражавшим несколько иную точку зрения. И больше всего его поразил не тот факт, что его всё-таки поволокли в милицейский околоток (хотя правила одиночных пикетов он никоим образом не нарушал), а то, что следом за уводящими его милиционерами бежали человек десять женщин, каждая из которых требовала срочно взять её в свидетельницы. Они готовы были свидетельствовать, что он ударил ребёнка, да и вообще обвинить в любых грехах. В тот момент я подумал, что выборка, наверное, не слишком репрезентативная: всё-таки на подобных митингах собирается публика специфическая. Но мой вагон обычного вечернего метро явно репрезентативен: там была обычная публика, не объединённая ничем, кроме конкретной ветки подземки и конкретного времени суток. А между тем я увидел и на себе испытал практически аналогичную ситуацию.

Кто виновен в массовой маргинализации населения? Конечно, хочется обвинить телевидение с его Дмитрием Киселёвым и другими певцами. Но мы же не в Воркуте-Кемерове-Урюпинске оказались. Здесь есть возможность пользоваться интернетом, думать, общаться. Так в чём же дело? Может быть, в комментах мне кто-то объяснит? Потому что у меня нет ответа. Ни простого, ни сложного.

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру