Считается, что туризм – отрасль с максимальным мультипликативным эффектом, которая влияет на развитие сразу многих направлений экономики, и именно поэтому должна всемерно поддерживаться государством. Но туризм влияет еще и на состояние социальной сферы, на качество жизни населения, ведь на туристских территориях лучше развито социальное обслуживание и безопасность.
Однако есть одна проблема: туризм трудно «померять» и, соответственно, оценить экономический эффект с точностью до рубля. Сама система учета туристов в настоящее время относительна, и за основу принимаются расчетные данные, которые недостаточно информативны для экономических оценок. Посудите сами: главные параметры эффективности в экономике - это количество вновь созданных рабочих мест и прибыль предприятий, логика подсказывает, что именно они и должны расти одновременно с развитием туризма. Но в реальности этой прямой взаимосвязи не видно.
Чтобы увидеть экономику туризма, нужно его как-то иначе считать. Например, взглянуть на туризм как на рынок продаж: когда турпоток привлечен и сформирован, нужно ставить вопрос о том, что же конкретно мы продаем на этом рынке, что именно нужно туристу? Из каких товаров и услуг состоит туризм? Если разобрать тупродукт на детали, станет видно, что львиную его долю составляют еда и покупки с собой. Причем туристу интересна еда местного происхождения и товары местного производства.
Говоря об инфраструктуре туризма, мы всегда имеем в виду придорожную и обеспечивающую инфраструктуру, а вот под местами продажи местных товаров подразумеваем почему-то точки продажи сувенирной продукции и, может быть, иногда фермерские рынки. Но я считаю, что на самом деле сфера гораздо шире, так как продукция местного производства – это в принципе любая продукция от местного производителя, а не только сувениры. Турист бы и рад ее увидеть и купить, но чаще всего он не в курсе, где продаются местные товары, ведь в путеводителях такой информации не дается. Впрочем, их авторов тоже не в чем винить: точек продаж в интересном для туриста формате крайне мало. Все, что мы имеем в рознице в регионах – это федеральные сети, где мы редко видим продукцию местного происхождения. Это происходит, потому что сроки годности наших продуктов не совпадают с нормативами федералов, в них меньше консервантов, и они быстро портятся. Такие продукты сетям со сложной и длинной логистикой неинтересны. Мелкие розничные магазины с местными товарами не выдерживают конкуренции с федеральными сетями, поэтому количество их постоянно снижается. В результате, наши производители вынуждены или идти по пути увеличения сроков годности или терять рынки сбыта.
То же самое происходит и в отрасли питания: федеральные сети вытесняют наши местные рестораны, где ценник выше, так как нет централизованных систем поставок, и используется свежая продукция без консервантов.
Итог - отсутствие рынка сбыта как товаров местного происхождения, так и точек питания с местными продуктами в том объеме, в котором это нужно туристу.
Свято место пусто не бывает. Вслед за федеральными крупными туроператорами в регионы заходят федеральные продавцы товаров и услуг, лишая местных предпринимателей последних точек продаж.
Как сделать, чтобы места на региональном рынке хватило всем? Например, особой популярностью могут пользоваться сети региональной торговой марки, а также объекты питания с особой отметкой об использовании продуктов местного происхождения. Именно по такой системе сейчас идет формирование региональной торговой марки «Вкус Верхневолжья». У нее есть одно интересное преимущество, особенность: Тверская область – территория Великого
водораздела, территория истоков трех рек: Волги, Днепра (граница Тверской и Смоленской областей) и Западной Двины (Даугавы), которые текут в разные моря. На нашей территории истоков вода чище, чем в низовьях рек, и мы можем смело утверждать, что Верхневолжье – это край чистой воды, а вода – основа жизни человека. Вот и готовое конкурентное преимущество нашей региональной торговой марки перед другими территориальными брендами, остается его правильно подать и монетизировать. Например, можно внести посещение таких связанных с брендом объектов в турмаршруты, продумать систему навигации (указатели, путеводители), построить парковки для автобусов и попробовать включить все это в государственные системы туристского продвижения.
Если относиться к туризму как к рынку продаж, неизбежно встает вопрос о кадрах.
Это тоже проблема: сетевые организации имеют отработанную систему подготовки кадров, а наши предприниматели нет. Поэтому нужно проводить дополнительное обучение персонала на объектах турмаршрутов, причем работа должна вестись не только с гидами-экскурсоводами, но и с официантами, барменами, продавцами ТМП. Они должны, как «Отче наш», знать историю родного края, блюд, традиций и, если понадобится, сообщить туристу информацию о местных производителях и конкурентных преимуществах их продукции. А как иначе? Именно так и работает туристическая отрасль по всему миру.
И когда мы подходим к нашей региональной туристической сфере, как к продажам, сразу, как на ладони, становится видна и ее экономика: с товарами, потребителями, рабочими местами, производством и, в конечном счете, налоговой базой.
Фото: Ширков погост в Пеновском районе. Автор: "Отдых в России"