Встреча с гуру - это всегда просветление, а общение с ним приносит неземное счастье. Из существующих сегодня идейных вождей, кто претендует на роль звезды-путеводителя в запутанных закоулках современного искусства , Олег Борисович Кулик безусловно самый импозантный. С ним встречи ждут. От Анатолия Осмоловского и Кати Деготь народ в состояние экстаза не входит, а с председателем партии животных многие хотят соединиться в духовной практике Улыбчив, рассудителен, обходителен, почти демократичен. Для дела духовного развития бессознательного сознания масс это наипервейшие качества.
После затяжного периода отсутствия на выставках новых работ с лейблом Олег Кулик, наконец он порадовал своих почитателей мощной выставкой в галерее "Риджина" под названием "Рамы". Правда, до этого была выставка "Верю", где он был куратором, а также постановка ораторииМонтеверди "Вечерня девы Марии" в Парижском театре Шатле. Но они сильных восторгов у публики не вызвали, хотя определенный вклад в копилку славы художника внесли Не совсем были понятны месседжи мэтра и цели, которые он хотел достичь своими культурологическими опытами на религиозно-мистические темы.
Что же такое из себя представляет новая выставка и с какими откровениями вышел в народ живой классик русского искусства? Вот они откровения из первых рук: "В 90-е годы меня занимала граница искусства и реальности. Реальность тогда радикально менялась, разлеталась в щепки и хотелось понять какому искусству место в ней. Сегодня разлетается в щепки искусство. Политика занялась нами вплотную, глобально, а меня по-прежнему и даже больше интересуют формальные возможности искусства. В общем никакой самоцензуры. Мой интерес сегодня исключительно эстетический - к форме, обрамлению смысла, к раме". Красиво сказано, нет слов. Несмотря на то, что политика занялась им вплотную, упирающегося доктринера все равно занимают исключительно проблемы эстетики.
Пять инсталляций составляют выставку - четыре по типу сторон света: север, юг, восток и запад, а пятая - это как-бы крышка сверху. Но прозрачная, поскольку изображает купол катакомбного храма в Каппадокии. Только без картинок святых, от которых художник оставил только нимбы. В принципе идея понятная - представить мир в измерении бесконечности , в котором нет содержания, а есть только формы его создающие. Тут можно опустить слова художника по поводу схожести крышки со скелетом "мощного существа" - динозавра, который прятался 300 лет, а потом вышел и завоевал весь мир, поскольку вылетели они скорее всего в эстетическом порыве - художественном жесте, как любит разъяснять своим адептам Олег Борисович.
Признаюсь, что в самом начале инсталляции произвели на меня положительное впечатление. Во-первых, такой вид современного искусства сегодня по-прежнему остается востребованным трендом в мире, во-вторых, инсталляции Кулика впечатляют литургической театральностью, чему в немалой степени способствует использование в работах дорогих материалов и множества повторяющихся инсталляционных элементов, таких как куклы-колокольчики и свечи-лампадки. Не помоечными, как у любимца бразильских фавел Вика Муниса, а настоящими, что называется из первых рук - красочными, резными, золотыми, которые ценностью в искусстве как известно не являются, но художественным сообществом учитываются. Горящие свечи, цветные колокольчики, металлические кольца, ромбы, квадраты, изящно подвешенные к потолочным конструкциям, толстые зеркальные стекла в рамах ручной тибетской работы, доставки которых в Москву художник ждал два года, мистический белый свет, по замыслу автору создающий ощущение ада, - в этом плане выставка "Рамы" равнодушным никого оставить не может. Супердорого. Суперблестяще. Возможно это послужило основанием Олегу Борисовичу в интервью газете "Известия" пафосно заявить: "На этой выставке у меня ощущение, что я всё сказал и теперь могу умереть"
Однако, со смертью художник видимо поторопился, поскольку вопросы, которые появляются по мере осмысливания послания мессии, а именно на это он претендует, столь же логичных ответов, как при первом беглом взгляде на выставку, не получают.
Две противоположные стены справа и слева от входа в зал галереи занимают большие рамы изображающие женщину и мужчину. При этом женская сторона представлена по словам маэстро Мадонной - святой, не путать с поп-дивой, а мужскую - бомбист. Учитывая, что изображения концептуально отсутствуют, их абрисы создают рамы. Пустота Мадонны, формируется за счет обрамления из колокольчиков - танцующих девочек в тетраэдрических юбках, реинкарнирующих образы знаменитых крестьянок Малевича, а контур пустого бомбиста выявляется рамой состоящей из горящих свечек-лампадок.
Как говорит художник, Мадонна это сакральное в обрамлении профанного, а Бомбист - это кощунственное в обрамлении сакрального. Искусство допускает все, только почему из шестисот, как утверждает художник, сделанных для обрамления Мадонны эскизов в качестве профанного так неудачно выбраны крестьянки, увековеченные гением Малевича? И почему в виде колокольчиков, которые как известно, имеют отсыл в направлении другой веры - буддизма? Всем известно, что они являются одним из самых главных символов буддизма, символизирующих мудрость, а также неразделимость женского и мужского пространства. В некоторых случаях Олег Борисович, видимо в силу слабости своих позиций, соглашается с журналистами, что колокольчики - это девочки из PussyRiot, тем более, что они имеют цвета балаклав и колготок этой группы, но тогда вопрос о профанности в еще большей степени остается безответным.
Какой смысл несет в себе рама из свечей для Бомбиста тоже ответа не находит. Свечи в христианской религии всегда использовались в качестве памяти об усопших. ставили их за упокой души. Свечи в буддизме, который оказал безусловное влияние на художника, они используются как символ очищения и просветления. Что хотел сказать в данном случае художник - это рама в память о навсегда усопшем или просветленном бомбисте? А что значит сам бомбист? Эта метафора - призыв к действию или намек на сочувствие? Судя по тому, что рама названа сакральной, можно предположить, что последнее. То есть, свечи здесь поставлены в память о безвозвратно ушедшем бомбисте. Учитывая, что в наше время бомбист является устойчивым символом терроризма, другой сигнификации у этого знака нет, то неужели это жест в поддержку мирового зла? А может это образ активиста? Было бы поинтересней. Но нет. В интервью газете Известия Олег Борисович говорит "Какой еще активист? Это человек в огне! Это человек, размазанный своими страстями о стену..". Выходит, что действительно перед нами размазанный террорист. И что? Стоило вокруг этого забор городить? Та ли это тема для большого мастера и гуманиста?
Пропуская вниманием входную инсталляцию из двух рам с зеркальным стеклом, в которое с одной стороны видишь себя, а с другой проходящих между рамами людей, в силу ее пресной банальности, не спасаемую уникальными тибетскими рамами, замечу, что замечательная работа на этой выставке все же есть.
Это квадрат Малевича, который как бы и не квадрат вовсе, а белая рама, которая обрамляет находящееся в ней нечто. Известно, что Малевич называл свой "Черный квадрат" картиной без рамы и вот, спустя столетие, другой художник сделал раму на стене и пустота в ней заключенная оказалась квадратом. Как русский математик Григорий Перельман, гениально справился с неразрешимой теоремой Пуанкаре, так гениально другая русская знаменитость - Олег Кулик, расшифровал знаменитое послание великого соотечественника .
В действительности, называя свой шедевр картиной без рамы, витебский кудесник вынужден был рисовать черный квадрат на белом фоне, который собственно и являлся его обрамлением и без которого существовать не мог. Олег Борисович же, сделав белую раму и более ничего, показал, что черный квадрат - это пустота внутри рамы, такая же, как пустота вокруг и следовательно находящаяся в тождественном с ней отношении. Другими словами, пространство заключенное в раму является отражением внешнего мира. Просто и гениально.
Конечно, легко давать советы по готовому результату, но чтобы быть честным перед собой озвучивать их приходится. Не нужно было гуру так много добра своего выставлять, а сделать следующее: взять кисть, ведро черной краски и окрасить ей стены галереи, а потом повесить на одну из них белую раму квадратного формата. И все. Уверен народ бы тогда вообще офигел. Лбом об пол бился и уже при жизни своего кумира иначе, как Брахмой, Вишной и Шивой не называл.
Но в принципе и так ничего получилось. Привлекательно. Люди на выставку ходят, что-то себе домысливают, чего не понимают, о том молчат, чтобы темными не показаться, а журналисты пишут о крупном культурном событии , поскольку друг от друга отстать боятся.. Вообщем, все как было. И как есть. Процесс тантрической обработки любителей прекрасного продолжается.
Если же говорить всерьез, то салонный контемпорари арт в исполнении Олег Кулика - это не его беда, а отражение общего состояния современного искусства России, которое из тупикового состояния со времен Комара и Меламида, Эрика Булатова, Александра Косолапова и других бойцов соц-арта никак выйти не может. Чтобы прикрыть свою идейную бедность и отсутствие социальной активности, такое искусство вынуждено функционировать в формате надуманных концептуальных конструкций, которые иначе как сложносочиненными сочинениями на сочиненные темы назвать трудно.
Фото ИЗВЕСТИЯ. Владимир Суворов