Председателю Следственного Комитета
Российской Федерации
А.И. Бастрыкину
Уважаемый Александр Иванович,
еще 27 марта текущего года мною в адрес Генеральной Прокуратуры РФ был направлен запрос (прилагается), в котором просил данный надзорный орган дать уголовно-правовую квалификацию и обеспечить сообразное ей прокурорское реагирование на публичные высказывания с очевидными признаками экстремистской направленности со стороны депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, председателя комитета по законодательству, гражданина Милонова В.В. относительно крымско-татарского и украинского народов.
Посредством таких высказываний, широко тиражируемых в средствах массовой информации, названный гражданин фактически выполняет провокационную роль в разжигании межнациональной вражды в Крыму и умышленном осложнении межгосударственных отношений России и Украины.
Наличие в публичных призывах Милонова признаков экстремизма документально подтверждено официальным заключением независимого эксперта лингвиста (прилагается). В частности, последним установлено, что "… высказывания Милонова содержат в себе призыв, адресованный государству "Российской Федерации", к организации военных действий на территории восточных регионов Украины с целью изгнания из входящих в нее областей уроженцев Западной Украины на основании коллективного обвинения последних в поддержании фашистской идеологии".
То есть, по заключению эксперта, высказывания данного гражданина "являются речевым действием, направленным на возбуждение национальной розни между народами России и Украины". Установлена экспертом и устремленность высказываний Милонова на унижение достоинства этнической группы — крымских татар".
При том, что сама стилистика высказываний Милонова об отдельных национальных, этнических группах — "сумасшедшие козлы", "козлы с центра Украины", "придурки с мандолинами", "турецкие фашистские рожи", "свиньи" "реально поддержавшие Гитлера в войне", "внуки гитлеровских шкур", "дать в рыло", и т.д.) звучит более, чем разнузданно и оскорбительно.
Тем не менее, и риторика, и содержание публичных выступлений Милонова, определены прокуратурой как вполне сообразные действующему законодательству.
Мне сообщено о проведенных прокуратурой проверках, установивших, что в высказываниях Милонова "…отсутствуют психологические и лингвистические признаки возбуждения вражды (ненависти) по отношению к какой-либо группе, признаки унижения какой-либо группы лиц, признаки пропаганды, исключительности или неполноценности какой-либо группы лиц, … отсутствуют высказывания, обосновывающие необходи мость или оправдывающие совершение насильственных действий, а также при зывающие к совершению насильственных действий в отношении какой-либо группы лиц.
Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется". А в самих "…действиях Милонова В.В. не усматривается признаков состава преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ".
При этом содержание и выводы вышеуказанного заключения эксперта-лингвиста, радикально противоречащие процитированным выводам из проверок прокуратуры, последней проигнорированы.
В этой связи приходится отметить, что прокуратурой в настоящем случае безосновательно принята на себя и, на мой взгляд, не лучшим образом исполнена функция проведения проверки сообщения о преступлении, тогда как в соответствии с положениями УПК РФ прокурор не является лицом, уполномоченным проводить проверку сообщений о преступлениях, давать заключения об отсутствии либо наличии признаков преступлений — то есть принимать решения в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ. Что прямо следует и из ведомственного акта — Приказа Генеральной Прокуратуры РФ №212 от 27.12.2007 г. "О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры РФ сообщений о преступлениях", установившего недопустимость разрешения прокурорами сообщений о преступлениях. Согласно установленному порядку, поступающие в органы прокуратуры сообщения о преступлениях фиксируются в книге их учета и безотлагательно передаются в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст.ст. 144, 151 УПК РФ.
Данные требования УПК РФ и названного Приказа нарушены. Прокуратурой фактически произведена процессуально не допустимая проверка сообщения о преступлении и постановлено решение об отсутствии в действиях гражданина Милонова В.В. признаков состава преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ.
В целях устранения очевидных негативных последствий данного процессуального нарушения со стороны надзорного органа вынужден направить имеющиеся материалы в отношении действий гражданина Милонова, по всем внешним признакам и заключению специалиста — лингвиста содержащих в себе признаки преступления, предусмотренного ст.282 УК РФ, непосредственно в возглавляемый Вами, уважаемый Александр Иванович, Комитет для надлежащей проверки в порядке ст.ст. 144, 151 УПК РФ.
Понятно, что однообразные в своей повторяемости, нарочито эпатажные, насыщенные ненормативной лексикой и лишенные действительной этической основы публичные акции Милонова не воспринимаются здравомыслящими людьми иначе, как эскапады не вполне уравновешенного индивидуума, публично впадающего в мракобесие и экстремизм, полагая и то и другое за некий "эксклюзивный политический актив". Акт, на деле таковым не являющийся и до определенного момента реальных негативных последствий не создающий лишь в силу своего очевидного примитивизма. Исключительность же, на которую при этом претендует гражданин Милонов, определяется лишь выдаванием инициируемых им акций за достойный уровень образования, интеллекта и, если можно так выразиться, "политической совести", политкорректности, налагающих вполне определенные этические ограничения в мышлении, высказываниях и действиях.
Допускаю, что именно неформальным восприятием личности самого гражданина и столь специфичного своеобразия его "политической деятельности" и руководствовалась Генеральная прокуратура, не усмотревшая признаков преступления в саморекламе данного персонажа.
Однако длительное отсутствие должной реакции со стороны правоохранительных органов на формальный уголовный состав тиражируемых СМИ публичных акций Милонова поощряет последнего ко все большей, и без того уже ставшей системной, экстремистской активности, ориентированной и обращенной к маргинальным элементам электората.
Причем ряд проявлений такого рода не только образуют состав уголовного преступления, но и влечет за собой очевидный политический урон в условиях напряженных международных отношений России и Украины.
Так, в сети Интернет широко представлены фотографии гражданина Милонова, якобы сделанные в период его пребывания на территории Украины в районе ведения боевых действий.
На фотографиях представлен Милонов, вооруженный боевым армейским оружием — автоматом АКСМ, гранатометом, холодным оружием. Съемка произведена на открытой местности на фоне артиллерийской установки и православного креста. На ряде фотографий Милонов зафиксирован рядом с неустановленным лицом, также вооруженным боевым стрелковым оружием армейского образца.
Во всех эпизодах этой горделивой "фотосессии" пономарь храма св. Петра (Митрополита Московского), председатель комитета ЗАКС Санкт-Петербурга Милонов запечатлен в обычной для его мирского, а теперь еще и в стиле "милитари", гардероба футболке с нарочито демонстрируемой надписью "православие или смерть". В то время, как в федеральном списке экстремистских материалов Минюста РФ данный девиз давно содержится под номерами 825 и 865, как сеющий вражду между представителями религиозных конфессий и провозглашающий превосходство православия над иными вероисповеданиями. Его настойчивая демонстрация Милоновым, продолжающаяся уже ряд лет вопреки Федеральному закону "О противодействии экстремистской деятельности" и установленным им запретам, иных причин и объяснений, кроме безнаказанности, проистекающей из небрежительного отношения правоохранительных органов к самой его личности, как и эффективности его деятельности, не находит.
Тем не менее, как бы примитивно, нелепо и потешно ни выглядели поползновения гражданина Милонова В.В. на обретение дешевой популярности, их пресечение является прямой обязанностью правоохранительных органов, с момента, как только они вступают в противоречие с действующим законодательством.
Как мне представляется, Уважаемый Александр Иванович, такой момент настал, причем далеко не вчера.
Ввиду изложенного и руководствуясь п.1. ст.14 и ст. 17 ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации" №3-ФЗ от 8 мая 1994 г., прошу Вас, уважаемый Александр Иванович, наряду с осуществлением проверки наличия в действиях гражданина Милонова В.В. признаков состава преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ, принимая во внимание очевидное отсутствие у гражданина Милонова легальных возможностей обретения и ношения боевого армейского вооружения, прошу также установить и проверить участников вышеназванных фотосъемок на предмет наличия в их действиях состава преступлений, предусмотренных соответствующими статьями УК РФ, а именно:
-205.1. Содействие террористической деятельности;
-205.2. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма;
-205.3. Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности;
-205.4. Организация террористического сообщества и участие в нем;
-205.5. Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации;
-208. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем;
-222. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
-224. Небрежное хранение огнестрельного оружия;
-225. Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
-226. Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
-226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов.
То есть, осуществить предметную проверку достоверности самого пребывания гражданина Милонова на территории Украины в момент исполнения указанных фотографий с оружием, действительных целей пребывания и законности его деятельности в границах сопредельного государства, порядка и оснований получения, ношения, демонстрации и, не исключаю, применения им боевого оружия, сопричастности деятельности незаконных вооруженных формирований, группировок экстремистской, террористической направленности, иным правонарушениям.
Впрочем, я не исключаю что господин Милонов не является настоящим преступником, а просто тяготеет к болезненному позиционированию себя в качестве особого опасного преступника, что, возможно, диктуется спецификой его здоровья и психического состояния. Меньше всего я хотел бы добиться уголовного преследования человека, который виноват лишь в том, что своевременно не получил квалифицированную психиатрическую помощь, поэтому просил бы рассмотреть возможность психиатрического освидетельствования Милонова В.В. без его согласия в соответствии со статьями 23-25 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" как раз для создания возможности получения им такой помощи.
Мне кажется, что в результате освидетельствования вполне могут быть обнаружены основания для постановка вопроса об ограничении дееспособности или о признании недееспособным господина Милонова с дальнейшим назначением ему попечителя или опекуна, причем, вероятно из числа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Что привело бы к оздоровлению не только господина Милонова, но и российской политики в целом.
С уважением
Член Совета Федерации от Архангельской области
Константин Добрынин