(ТелеУикэнд не ставший «выходными»).
С пятницы по воскресенье телепередачи шли – тяжелее любых «производственных». И тема тяжкая: по Зое Космодемьянской мощно ударил один психиатр-карикатурист… обозначенный на схеме буквами БИЛЬ и ЖО.
(Уж извините, но при каждом произнесении той фамилии - а произнесена она была, если просуммировать все ТВ-каналы не менее 200 раз за эти три дня - в ушах все звучал незабвенный голос Папанова, «Бриллиантовая рука»: «Туалэт типа сортыр, обозначенный…» - ну и так далее).
Подробнее всего посмотрел программу «60минут» на канале «Россия».
Вся тяжесть уикэндного вопроса отразилась в искренних речах режиссера Карена Шахназарова. Просто поражало, как он, виртуозно, красиво решавший множество художественных задач (особенно хорош его «Город Зеро») перед миллионами телезрителей ломал голову над задачей морально-юридической. Мучительно подыскивал стратегию поведения, формулировки, оценки. И оставить без последствий выпад Бильжо нельзя, и судебно преследовать, как предлагал депутат-участник передачи, Шахназаров считал неправильным, контрпродуктивным, как в эпоху СССР. Писатель Александр Проханов предлагал написать иконы, Зои, Николая Гастелло и других героев: «Победа в Великой Отечественной стала религией нашего народа».
Кстати, и спор, какую именно «статью» инкриминировать психо-карикатуристу в этом случае решался бы системно: оскорбление религиозных чувств.
Правозащитник Алла Гербер: «Привязались к статье Бильжо – не учтя, какой это яркий, талантливый человек! Посмотрели бы его картины, карикатуры!»
Ладно, назвал менингит – шизофренией, спутал «Боткинскую больницу» с «Клиникой Кащенко», для психиатра может и недопустимо, но… он ведь еще и яркий художник!
И тут у меня, телезрителя, мелькнуло тревожное опасение. Мне приходится читать, просматривать множество газет, в том числе и ту, где появляются художественные работы, карикатуры данного автора. Узнаваемый стиль. На мой вкус, правда, в жанре газетных иллюстраций гораздо более «талантливы, ярки» и смешны: Мисюк, «Независимая газета» и Меринов, «Московский комсомолец». (Но тут я «не профи», к тому ж «лицо заинтересованное»: некоторые мои статьи в «НГ» и «МК» иллюстрировали эти художники). Но, повторюсь, стиль БильЖО запоминается. Эти люди-обрубки вполне фаллического вида. (Фрейд?)
Вспомнилось тут и «Дело кисок с толстыми хвостами», 2011 года, как раз разобранное, описанное в «МК»: схожие рисунки 6-летней девочки подсказали коллегам Бильжо (по другой его линии), психиатрам: папа насиловал дочку, потому такие рисуночки. - Бедная девочка просто не смогла изобразить пушистость хвоста, вот и вышли фаллосы «в стиле Биль».
(А психиатр – автор того «открытия», оказалась… что-то у них похоже, профессиональное - не менее «яркой личностью»: участницей садо-мазо шоу).
И тревожное опасение, мелькнувшее на тех минутах ток-шоу, когда всплыла рекомендация смотреть картины Биль… ну и так далее — было связано как раз с этой второй стезей «яркого талантливого человека»: ну как он начнет и рисовать… в своем стиле, ту, которую так «ювелирно разобрал» как психиатр?!