Москва укрупнялась за счет Подмосковья и в советское время, и сейчас. О чем свидетельствует схема столичного метрополитена: многим станциям в наследство достались названия деревень, на землях которых они появились. После недавнего присоединения к Златоглавой огромной территории на юге и юго-западе области даже появился термин «Новая Москва».
В тоже время федеральный центр по непонятной причине не хочет быть до конца честным с жителями обоих регионов и тормозит идею окончательного объединения Москвы и Подмосковья. Хотя всем очевидно: рано или поздно оба субъекта Федерации станут единым целым. Этот процесс необратим.
Если Подмосковье без Первопрестольной похоже на бублик с дыркой внутри. То Москва без «замкадья» - это, вообще, получается дырка от бублика!
Еще оба региона напоминают коммуналку: все вроде бы живут как одна семья, но как только задеваются чьи-то конкретные интересы, начинается склока и выяснение отношений. Как это было, например, в 2005 году после отмены натуральных льгот бюджетникам, пенсионерам и другим социально незащищенным группам.
К примеру, до монетизации льгот подмосковные пенсионеры, работающие в столице, имели право на бесплатный проезд на столичном метро и общественном транспорте Москвы и Подмосковья. После монетизации они такого права лишились, а денежная компенсация оказалась совершенно мизерной. По Подмосковью прокатилась волна стихийных протестов. Пенсионеры с пустыми кастрюлями в руках вышли на улицы и потребовали вернуть им доступ «в Москву» и т.п. Властям двух регионов пришлось спешно искать пути решения проблемы, чего никогда не случилось бы в рамках «Большой Москвы», будь оба региона единым субъектом Федерации.
Другой извечный спор: где платить налог на доходы физических лиц, по месту работы или жительства? Власти Подмосковья заинтересованы в уплате по месту жительства, чтобы налоговые отчисления не доставались столице, где работают сотни тысяч жителей «замкадья». Столичная мэрия борется за сохранение существующего порядка взимания подоходного налога. Налоговый передел сразу прекратиться, как только оба региона пройдут через слияние.
Еще пример - бесконечные дрязги в 90-е годы прошлого века и начале нулевых между мэрией Москвы и правительством Московской области из-за спорных территорий на границе двух регионов. Немыслимое количество времени, сил и ресурсов потрачено на дележку земель: продуктивнее было бы направить эти ресурсы на объединение двух регионов.
Очевидно, что оба субъекта Федерации дальше уже не могут развиваться без единой стратегии социально-экономического развития. Безудержная массовая жилищная застройка вдоль внешней стороны МКАД превращается для двух регионов в «берлинскую» стену. Чудовищные пробки! Немыслимая нагрузка на инженерную инфраструктуру! Убийственная экология! Это сводит с ума всех, кто регулярно вынужден курсировать между столицей и пригородом, жить как на пороховой бочке.
Необходимо сформировать согласованную Подмосковьем и Москвой систему управления крупнейшей в России агломерацией, основанной на партнерском, равном взаимодействии двух регионов. Нужно сгладить наиболее острые межрегиональные противоречия в экономике и социальной сфере столицы и Подмосковья.
Есть традиционные для двух регионов проблемы - бестолковое ЖКХ, безумные пробки, плохие дороги, отсутствие единой транспортной системы. Эти проблемы требуют особого подхода и по понятным причинам не могут быть решены в течение года-двух. Чтобы навести здесь порядок, потребуется не менее 5 лет.
Но есть другие чрезвычайно важные сферы жизнедеятельности, где можно за один-два года добиться зримых результатов. Это реформа муниципального самоуправления, справедливое перераспределение бюджетных средств в пользу МСУ, поддержка малого и мелкого бизнеса, ужесточение экологических норм и комплексное решение экологических проблем двух регионов. Сколько можно делить и отнимать?! Пора складывать и приумножать.