Дышать полной грудью продолжает театральный фестиваль студентов и выпускников этого года ведущих ВУЗов страны и зарубежья «Твой Шанс», наполняя и легкие своего зрителя такими дозами кислорода, что кружится голова.
Открытием и откровением стал спектакль «Варварский рай» режиссера Штефана Хинце, представленный студентами ганноверской Высшей Школы Музыки, Театра и Медии, постановкой, зарядившей всех пришедших колоссальным зарядом энергии французского площадного театра, который, по признанию самих актеров и их мастера, они искали в течение долгого времени, совершая свои театральные опыты. Эта труппа показала гостям театрального центра авангардное искусство, диалогизирующее с прошлым: с клоунадой в ее исконном понимании, с бурлеском и гротеском, с элементами цирка, кабаре, с сумасшедшими и прекрасными в своем сумасшествии героями, балансирующими на грани обрисованных типажей и многогранных образов. И вся представившаяся взгляду картина буффонады заставляла смеяться и плакать, получать эстетическое удовольствие и одновременно - находить сложные экзистенциальные вещи, о которых задумываешься уже не на шутку, к которой этот жанр располагает по форме.
Зрители заходят в зал. На сцене – несколько существ с белыми разукрашенными лицами и музыкальными инструментами. Разместились они уверенно, почти с вызовом – в особой мизансцене. На них – такие костюмы, что то ли они только вышли из кабаре, то ли с цирковой арены, то ли из кадра какого-то сюрреалистичного мультфильма. Удивительный спектакль, действующими лицами которого они являются, - история об изгоях, странных, непонятных рациональному и логическому обществу существ, основавших свой собственный театр и назвавших его «Варварский рай». Они не просто играют, они живут в своем «райке», совершая действия, испытывая чувства и эмоции, любя или ненавидя друг друга… Но все-таки – конечно, любя. Несмотря на различия темпераментов, характеров, причуд, отличающих их от окружающих, - все они друг друга понимают: говорят на одном языке, состоящем из смеси немецких, французских, английских, итальянских и даже русских слов. И, глядя на них, ты тоже начинаешь понимать их, сочувствуя и сопереживая каждому вскрику, каждому масочному движению мускул их лиц, каждому удивленному, встревоженному или насмешливому взгляду. «Мостик» в мир зрителя – монологи конферанса Дьяболо, который представляет сплетенные в общее полотно спектакля отрывки, танцы, цирковые и комедийные номера.
Вот вместе с жителями «райка» мы спускаемся в катакомбы Парижа, где безумствует сумасшедшая со своими помощницами, злоба которой – всего лишь детские страхи, разросшиеся во времени и пространстве, с замиранием сердца наблюдаем за печальной, утонченной, чувствительной Никитой – девушкой без руки, каждый день балансирующей на канате на края пропасти и тоскующей от одиночества любви, удивляемся истории Ролетт, которая все время катится на своей большой железной бочке и не может остановиться, теряет всех своих женихов, которые то и дело попадают под эту бочку, как под асфальтоукладочный каток, а в конце концов – и остается без голоса. Зато звуками своего саксофона Ролетт приручает «восьмое чудо света», страшного зверя, больше похожего на гориллу, чем на человека, который внезапно, услышав наигрыши юной девушки, начинает танцевать, как балерина.
Проплывающие перед глазами картинки сопровождались особенной музыкой, игравшей в постановке далеко не последнюю роль: при прослушивании возникало ощущение, что она написана несколько веков назад, специально для европейских площадных постановок, для того далекого цирка, существовавшего в прошлые времена. Но оказалось, что она была создана специально для «Варварского рая» композитором и музыкантом Хайко Клотцем. Выпуклая, неровная, интересная, в постановке она сочеталась с несколькими узнаваемыми песнями, которые стали только штрихами, легкими дополнениями к основной авторской палитре.
Бесконечно долго можно рассказывать об историях «Варварского райка», который не стоит оценивать с точки зрения простой, обывательской логики. Перед нами – искусство абсурдное и не рациональное, но именно оно – символ возвращения к театру как к ритуалу, коим он и являлся в момент своего возникновения и который потом, значительно позже, возрождался в форме итальянской комедии масок. К слову, в «Варварском рае», безусловно, были элементы и этой стилистики. Иногда именно абсурд, а не прозрачное реалистическое искусство, может стать тем волшебным ретранслятором, через внутреннюю логику которого проходит истина, обращение именно к такому театру может позволить создать на сцене материальность нематериального - особый мир, особое пространство. Ведь смысл театра изначально заключается именно в создании его… И в этом особом, почти магическом пространстве театра мы начинаем видеть оборотную сторону нашего, вполне себе земного и такого «нечудесного» мира. А может, все-таки чудесного…? Может быть, у нас все-таки откроются глаза и мы увидим, чем мы на самом деле обладаем, и какой дар на самом деле дан человечеству…. Просто мы отказываемся от него, превращая этот дар в ничто. Но надо только вспомнить, что в любой момент, в любую секунду мы совершаем свой, внутренний выбор.