Худший подарок к 190-летию Льва Толстого сделал телеящик, повторив английский сериал «Война и мир» (2016), с бледно-рыженькой «Наташей Ростовой».
Я попытался смягчить последствия кикса англо-киноремесленников, заодно и объяснить, почему графу Толстому было важно то, что Наташа Ростова и Анна Каренина – яркие, черноглазые брюнетки (а Наташа – еще и полутатарочка). Опубликовал об этом в МК 28 августа статью.
Кадр из фильма «Война и мир» (1956)
Но всего в бумажную версию не вместить… электронная более вместительна.
(Тут вспоминается тезис советского курса философии: «Электрон так же неисчерпаем, как и атом» – авторства как раз того «видного публициста», что поставил Льва Толстого в «зеркало русской революции»).
В общем, я решил продолжить в электронной версии то, что не вошло в целлюлозно-бумажную.
Речь шла о фильме с идиотским ляпом в виде бледно-рыжей Лили Джеймс (как бы Наташа Ростова).
Кадр из фильма «Война и мир» (2016)
Продолжаю:
– Честно говоря, там, в англо-поделке, убоги, отвратительны и диалоги, приписанные, получается, самому Льву Толстому! «Треугольник» Пьер Безухов – Элен – Долохов вырисован в духе самых примитивных киношек. Но доказывать это нужны десятки страниц, а лучше минут кино-цитирования: например, когда Лили Джеймс (якобы Наташа Ростова) нервически возбужденно, истерически (наверное, единственно доступная ей форма замены знаменитой «живости» Наташи Ростовой) провожает офицеров на войну.
– М-м… Но у Толстого сцены «проводов на войну» нет?
– Но они есть во всех русских кино про войну! Так что возьмем: по совокупности.
Далее, оставя избитого англичанами графа Толстого, у которого и Наташа Ростова и Анна Каренина (см. статью) – яркие брюнетки, перейдем к другому Льву Николаевичу… Гумилеву и его евразийству.
В том русском отношении к «нерусским» – к полуазиатскому типу красоты, как у Наташи Ростовой – сидит и феномен покорения Урала-Сибири без геноцида, в то время как современники Ермака, Хабарова, Дежнева – творили в обеих Америках, обеих Индиях, Африке, Австралии… те деяния сначала даже не считались геноцидом: испанцы просто не признали новооткрытых существ, собственно, людьми, потомками Адама.
В Якутии на месте первого русского поселения стоит памятник: «Землепроходцу Семену Дежневу, примирившему враждовавшие меж собой якутские роды, связавшему себя родственными узами с якутами, совершившему великое географическое открытие, Пролив меж Азией и Европой».
Но к сегодняшней теме важнее то, что уходя из Якутии далее к Чукотке Семен Дежнев женился на якутской красавице Абакаяде Сючю.
Недавно там шел спектакль-реконструкция: Дежнева играл артист В. Шипулин, Абакаяду – мисс Якутия Туяра Егорова.
Да, о «современничках». Наличие у новооткрытых индейцев души было только через 45 лет признано Папой Павлом III в 1537 г. (как следствие, было официально разрешено их крестить). Но и после, еще в 1551 г., на известном Вальядолидском диспуте ученый Хуан де Сепульведа настаивал на отсутствии у индейцев разума, а предъявляемые оппонентами, как доказательства разумности, города (!) ацтеков и майя считал построенными по инстинкту, как у пчёл, муравьев, термитов.
Так женская красота, отношение к ней, способность разглядеть человека там, где иные видят… термита – сплетают в один узор восточную брюнетку графиню Ростову, евразийство и диаметрально различную судьбу целых континентов.
А от Анны Карениной в оценке «роли внешности» перейдем к её доказанному (опять см. статью МК) литературному предку, любимой героине Пушкина.
Удивительна печать гения! Чудный образ Татьяны Лариной сопровождает нас уже 7-8 поколений, стал реальнее многих «реальных» женщин.
Миллион школьных сочинений, царские дети названы в её с сестрою честь1, а портрета нет… Ничего, кроме души!
Даже единственный, косвенный штрих в строках:
И трепетней гонимой лани,/Она темнеющих очей/Не подымает...
– скорее не о карих глазах Татьяны, а об отражении душевного состояния.
Зато прекрасно обрисована сестра Ольга, антагонист:
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные...
А уж Евгений Онегин пополняет портрет Ольги так, что его можно посчитать отцом интернет-мема «Блондинко», серии известных анекдотов:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
Гениальный ход: ни строки про внешность Татьяны, лишь подчеркивания: непохожа на Ольгу. И тут такое продолжение Татьяны – в Анне Карениной. И между ними (хронологически, по дате сотворения) – Наташа Ростова. Так что читайте, вглядывайтесь в лица, локоны – без посредства Technicolor.
1Из дневника Великого князя Константина Константиновича: «Слышал от царя, что его дочери названы Ольгой и Татьяной, чтобы, как у Пушкина в „Онегине“»