Мне всегда казалось, что в зрелой стране со зрелым и правильно работающим госаппаратом, волонтерства, как такового, быть не должно и оно в принципе государству не нужно. И нормальное государство, особенно провозглашающее себя как социальное, не должно развивать волонтерство, так как это явление в принципе для него должно быть признанием проблем в управлении и позором. То есть, в социальном государстве не надо помогать старикам с покупкой продуктов и сбором средств на их существование; не надо помогать ветеранам собирать средства на обрушившуюся стену, так как они живут достойно в хорошем жилище и получают достаточные социальные пособия не только чтобы существовать, но и жить полноценной жизнью; не надо заниматься поиском пропавших детей, так как органы, отвечающие за это, имеют все оборудование и достаточный штат; не надо проводить какие-то сборы для детских домов, так как и в детских домах все есть и социальные пособия такие, что детей в них просто не сдают; не надо помогать интернатам для стариков, так как им государство и так обеспечивает достойные условия, осознавая, что старики это люди и им нужны человеческие условия; не надо проводить экологические акции, так как государство заботится об экологии на своей территории, а нарушителей экологических законов жестко карает.
Государство просто нашло возможность скрыть ошибки госуправления и бессилия и сыграть на доброте и глупости своих граждан, которые вместо того, чтобы заставить чиновников работать, теперь стали еще добровольно и бесплатно выполнять их работу, чтобы чиновники смогли продолжать ничего не делать и экономить бюджет. Для кого? Правильно - для себя. Чтобы сложить в карман лишнюю банкноту, которую им сэкономил российский добрый, но глупый волонтер.
Так где в развитом государстве место правильному волонтеру?
Можно рассмотреть два варианта. Непосредственно волонтерство, как инструмент помощи государству в проведении статусных мероприятий, например, спортивных, развлекательных, общественных. В этом случае волонтерам оплачивается проезд, проживание, питание и предоставляется возможность бесплатного посещения мероприятий. Как правило, привлекаются студенты, которые принимают участие в таких мероприятиях с целью бесплатно, возможно в другом городе, «потусить» со сверстниками, засветиться на уровне администрации, получить рекомендацию, а возможно и работу в госорганах или организациях, или получить полезные знакомства, знания и навыки. Чаще всего, этих же волонтеров, потом используют власти для предвыборной агитации или в других политических мероприятиях для продвижения своих интересов. Я не слышал от волонтеров такого плана, чтобы они сказали, что я еду ради того, чтобы помочь своей Родине не ударить в грязь лицом и готов это сделать за свой счет, оплатив все расходы на проезд, проживание, питание.
Есть и другое понимание правильного волонтера: человек, который добровольно, по собственной инициативе и за свой счет что-то делает. И вот это уже люди другого плана. Очень часто они оппозиционны, так как они не посещают красочных мероприятий, где размахивают флагами и рассказывают, как все хорошо уже и какое светлое будущее ждет эту молодежь. Эти волонтеры, тратят свое время, свои деньги, какие-то другие ресурсы на исправление недоработок государства и социальной несправедливости. Эти благотворители, делают благие дела не по зову государства, а по зову сердца. У них внутренняя потребность изменить ситуацию в разных сферах к лучшему. Они не могут пройти мимо несправедливости и боли. И именно из-за того, что ее (боли) очень много вокруг, они и не видят позитива в сообщениях властей и не верят словам. Эти волонтеры убирают лес, помогают инвалидам и пенсионерам не умереть от голода, общаются с детьми и пытаются донести до них важность таких ценностей как доброта, любовь, честь. Они спасают домашних животных; они собирают благотворительную помощь для того, чтобы дать надежду и постараться вылечить умирающего ребенка, когда врачи госбольниц от него отвернулись; они ищут пропавших, когда государство отказывается это делать; они моют горшки в интернатах для престарелых, потому что штата санитарок не хватает; они бесплатно передают опыт молодым, в том числе в предпринимательстве и других профессиях и т.д. Какие у них цели? Сделать мир лучше вокруг себя и сделать это для других.
Третий тип волонтеров, это борцы. Борцы с социальной несправедливостью. Это люди, которые так же тратят свои ресурсы, но не на то, чтобы напрямую помогать людям, а на то, чтобы заставить власть исполнять свою функцию. Чаще всего, эти волонтеры вырастают из волонтеров предыдущего типа, то есть тех, кто безвозмездно помогает людям. Это те, кто помогал и продолжает помогать, но уже не могут мириться с тем, что государство, с молчаливого согласия граждан, отказывается от своей функции и из-за этого страдают многие люди.
Конечно, последние два типа волонтерства и несут опасность для государства, так как в одном случае люди начинают понимать, что государство не помогает им ни в чем и они сами могут справится и без него, а во втором опасность уже прямая, когда люди начинают бороться с чиновничьим аппаратом и громко заявляют, что государство не справляется или не хочет осуществлять свои функции для своих граждан.
Именно после осознания этого, становится понятно, почему государство начало развивать волонтерство и какое волонтерство оно планирует развивать. Так же становится понятно, почему и волонтерство другого уровня оно пытается взять под опеку и контроль.
Теперь я понимаю, что надо разделять государственное волонтерство и то, которое идет из души. Второй тип — это больше благотворительность, когда люди творят благие дела, потому что им самим так хочется, они так воспитаны, они верят, что благие дела способствуют укреплению их в духовном плане и становлению души. И важно не давать государевым служащим подменять эти понятия и путать молодежь, которая хочет помогать и всех жителей нашей Родины.