В прошлую пятницу прошел очередной исполком Российского футбольного союза. Принятые решения обескуражили. Я даже не о позорном решении проводить финал Кубка России в Грозном, в городе, который Сергей Фурсенко пару лет назад называл "новым центром мирового футбола". Обсуждать, почему никто при выборе города (а выбирали между Москвой, за которую был Фаббио Капелло, Воронежем и столицей Чечни) не принял во внимание все те беспорядки, что тут происходили, мне даже не хочется. Потому что такие политические решения отнюдь не в кабинетах Дома футбола принимаются, а совсем в других местах.
Я в своей колонке в Газете.Ru даже специально отметил: я бы еще два условия к грозненскому финалу добавил: чтобы в местной vip-ложе обязательно микрофон оставили и чтобы — самое главное — местный "диктор" лично объявил имена арбитров. Разумеется, и арбитром Вилков должен быть назначен.
А вот все остальное — за гранью добра и зла. Новое требование по сбору 5 миллионов рублей с каждого из клубов, пригласивших на работу иностранного тренера — бред и только.
На какие нужды будет идти, интересно, собранная сумма? В какой "общак"? Эта цифра все равно никого не остановит: Спаллетти да Хиддинки значительно дороже своим работодателям обходятся. Просто если богатые и не станут еще богаче, то бедные уж точно станут еще беднее.
И инициаторы-лоббисты такого решения сразу же легко угадываются. Объединение отечественных тренеров, очевидно, мало заинтересовано в том, что выросли новые тренерские кадры, а вот, к примеру, обновить личный автопарк у них, наверное, получится.
Были бы лоббистами представители отечественных игроков — ввели бы оплату не за тренеров, а за игроков.
Но ведь это аксиома. Там, где есть квотирование — нет результата. Потому что любое искусственное ограничение — не более чем социальное или экономическое извращение. У нас на продуктовых рынках вводили несколько лет поэтапно квотирование иноземной рабочей силы в торговле — к чему же это привело? Кроме роста цен, разумеется? Хотя приобретенному мной куску мяса все равно, какого цвета паспорт у того, кто меня отоварил.
И в футболе мне как болельщику тоже по большому счету все равно, какого роду-племени авторы голов. Мне главное, чтоб голы были.
Не так давно футбольные власти заявили, что всерьез рассматривают вариант с ужесточением лимита на легионеров: вместо нынешней формулы "7+4" (где семь иностранцев, а четыре — обладатели российского паспорта) предложено на пять ближайших лет ввести формулу "6+5". Дескать, надо к чемпионату мира иметь возможность выбирать не из шестидесяти четырех игроков, а из восьмидесяти. Хотя я, признаюсь, не чувствую особой разницы, ведь не изначальным количеством игроков определяется потенциальное качество сборников.
Любое квотирование противно природе человеческой. Потому что убивается основа основ — конкуренция. Президент "Локомотива" Ольга Смородская рассказывала мне: "Знаете, когда в первый раз любому российскому игроку сносит крышу? Когда он в 18-19 лет подписывает первый в жизни контракт. Потому что он видит в контракте такие деньги, о которых он даже мечтать не мог еще совсем недавно. Он не способен это переварить, осознать, и в большинстве случаев он перестает прогрессировать и развиваться".
И тут не поспоришь! Ведь ему фактически оплатили не за его уровень игры и технической подготовки, а только за сам факт обладания российским паспортом.
Вот объясните мне, пожалуйста, те, кто понимают. Ну, если с 2018 года лимит на легионеров отменят — это о чем говорит? Осознали, что лимит вреден или просто бесполезен. Раз отменяют, значит, считают, что без него будет лучше. Но тогда почему вреден он станет через пять лет, а не сейчас? Почему тогда на ближайшие годы его, напротив, усиливают? И что это за водораздел такой — 2018 год?
Мы считаем, будто надо бросить все силы на завоевание мирового трофея, а дальше хоть трава не расти? Неужто всерьез победу на домашнем чемпионате мира планировал не только Сергей Фурсенко, но и нынешние обитатели Дома футбола на Таганке? Там вирус что ли какой-то поселился в стенах этого здания? Может, напрасно на этой неделе Капелло будет переезжать в кабинет Прядкина (итальянец все время жаловался, что нынешние 42 квадратных метра — кабинет не для его масштаба личности, не для его, так сказать, размаха крыльев), а Сорокин въезжать в кабинет Чебана? Может, всем взять и тоже, как и РФПЛ, съехать куда-нибудь? Все лишняя статья экономии нарисуется: РФС-то насквозь в долгах.
Мне эти ритуальные танцы над лимитом на легионеров напоминают споры, которые активно в начале нулевых велись по разным поводам, к примеру, по поводу налога НДС. Сколько было разговоров, что вот к такому-то году надо точно убрать этот налог. И мне никогда не понятно было, почему, допустим, в 2002-м говорят, что к 2012-му его надо будет убрать? Вы один раз и навсегда определитесь: этот налог прозрачен, понятен, его легко администрировать? Если ответы "да", то не трогайте его больше никогда. Если ответы "нет", то меняйте на более понятные налоги прямо сейчас.
Футбол не может никак определиться, потому что он не знает, как усесться, извините, одной филейной частью сразу на двух стульях. Очень хочется и государственные бюджеты осваивать, приходя каждый раз к обладминистрации или к назначенным спонсорам с протянутой рукой и рассказом, что все, что дали в прошлый раз, уже кончилось, и одновременно рассуждать о том, что футбол — это, дескать, бизнес, значит, давайте жить по бизнес-законам, вкладывать и зарабатывать.
В итоге футбол перестает быть футболом, а становится полем битвы лоббистов. И даже не бывает проигравших. Всем дают понемногу. Хотите бороться с засильем иностранных тренеров? Вот мы придуманный сбор организуем. Нравятся иностранцы? Так мы сбор-то символическим сделали: пять миллионов для крупного клуба — ничего, пустячок. Хотите усиливать лимит? Усилим. Не хотите? Так мы его через пять лет вовсе отменим. Руководство российским футболом как популистская раздача обещаний (причем, абсолютно всем), а не определение стратегии и неукоснительное следование ей.
Можно хоть еще в десять раз поднять пошлины на иностранные автомобили, но "Жигули" от этого нормальной машиной не станут все равно.
Еще можно запретить выставки иностранных художников. А то что-то наши плохо пишут. Можно запретить переводную литературу, а то давно у нас своих Пушкиных и Толстых не рождалось. Впрочем, про Толстых не будем. Да и "Пушкин" — тоже сами знаете, чья из крупных футбольных деятелей кличка в оперативных разработках. Это сейчас уважаемый глава РФПЛ Сергей Прядкин стал лысоват, а по юности был о-го-го какой кучерявый поэт...