О "Чернобыле" без прикрас: отечественные фильмы о трагедии нужно было снимать раньше

Блог Сергея Савинова
Главный редактор издания "МК в Твери", писатель-фантаст

Сериал от HBO про аварию на ЧАЭС на протяжении месяца держал зрителей в напряжении и даже заставил многих переключиться с другого хита телеканала – «Игры престолов». Вот и сейчас он по-прежнему остается одним из самых обсуждаемых, хотя трансляция завершилась в начале июня.

Реакция отечественных зрителей оказалась неоднородной – от восторга до резкого неприятия. Дошло даже до того, что некая политическая партия вознамерилась добиться от Роскомнадзора блокировки сериала за очернение советской действительности. Об этом же говорят и другие противники «Чернобыля» американо-британского производства. Между тем оба противоборствующих лагеря сходятся в одном: детали быта позднего СССР создателям удались настолько, что на фоне творения Крейга Мазина и Йохана Ренка блекнут даже некоторые отечественные проекты. В передаче атмосферы эпохи, конечно же: очки в роговой оправе, газеты на русском без глупых ошибок и опечаток, аутентичные автомобили и форма оперативных служб вроде милиции и пожарной охраны. Безусловно, неточности есть, но их мало и они совершенно не портят впечатление от просмотра.

И, разумеется, не они возмутили противников сериала. По мнению тех, кто остался недоволен «Чернобылем», создатели показали советских людей отребьем, которое занималось ликвидацией последствий аварии исключительно под дулами автоматов Калашникова. А один весьма уважаемый в научных и околополитических кругах эксперт и вовсе сравнил «Чернобыль» со скандальной частью компьютерной игры Call of Duty, в которой игроку приходилось расстреливать мирных людей в московском аэропорту… К слову, из российской локализации эту шокирующую миссию потом удалили. Но, как бы то ни было, сравнивать ее с сериалом о катастрофе лично мне кажется слишком спорным занятием.

Действительно, отдельные моменты в «Чернобыле» могут покоробить. И самым, пожалуй, неудавшимся в этом плане оказался эпизод с тульскими шахтерами, за которыми министр угольной промышленности приехал в сопровождении автоматчиков – то, что это перебор, отметили даже западные зрители. Еще, пожалуй, слишком уж картонным злодеем получился Дятлов, заместитель главного инженера станции, руководивший сменой в ту злополучную ночь. Но почему-то в целом «Чернобыль» оставляет нужное впечатление: советские люди совершили подвиг, спасая не только свою страну, но и, возможно, весь мир от последствий радиационной аварии. Причем героями показаны все – от работников ЧАЭС и приехавших на вызов пожарных до академика Легасова и министра Щербины. Да, кто-то местами смалодушничал, кто-то испугался – но именно это и делает их живыми людьми, которые столкнулись с ужасной невидимой опасностью.

Почему-то создателям американо-британского «Чернобыля» удалось задеть зрителя бегущей за автобусом брошенной собакой, плачущей вдовой Василия Игнатенко и страшными радиационными ожогами пострадавших. И даже одна маленькая сцена с появившейся на горизонте во время похорон бетономешалкой передает атмосферу трагедии сильнее любых слов.

Почему же сериал приняли в штыки? Может, дело в нереализованных амбициях? В обиде на то, что сняли не мы? Давайте вспомним, когда в последний раз выходил отечественный фильм или сериал о реальной аварии (фантастика от ТНТ под названием «Зона отчуждения» не в счет – совсем другой жанр). Разве что «В субботу» Миндадзе, но там авария показана скорее фоном. А наиболее близким по духу, пожалуй, можно назвать позднесоветский «Распад» Михаила Беликова (1990 год). Он тоже представляет собой несколько вольную интерпретацию событий, но в целом следует канве реальности. Кстати, эпизод с бегущей за автобусом собакой там тоже есть, но я не уверен, что HBO подсмотрели его именно в фильме Беликова.

И что мы имеем в сухом остатке? За три десятка лет наши киноделы практически не обращались к теме Чернобыля. Но стоило выйти мини-сериалу от западной компании, так сразу заговорили об «ответке» от НТВ с таким же названием и полнометражном триллере при участии Данилы Козловского «Когда падали аисты». Я не утверждаю, что эти ленты снимают, что называется, вдогонку. Но выглядит это, по крайней мере, именно так. И особенно противоречивые мысли возникают в голове, когда узнаешь, что одним из персонажей «Чернобыля» от НТВ станет агент ЦРУ.

Так называемый «синдром утенка» работает в том числе в кинематографе. И даже если допустить, что отечественные «ответы Чемберлену» получатся в итоге самобытными и интересными, их все равно будут сравнивать с «Чернобылем» от HBO. При всех его ошибках и передергиваниях.

Надо было снимать свои версии раньше – не вариации на тему вроде уже упомянутой «Зоны отчуждения», а что-то серьезное хотя бы уровня «Распада». Сегодня же время безнадежно упущено, и любые попытки априори будут выглядеть как запоздалые и раздражающие.

Очень и очень жаль. Но нужно смириться и сделать выводы.

Фото: Кинопоиск

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру