Такой митинговой активности не помню с начала 90-х годов. Виной тому выборы. Выбирали в Госдуму, но не в ней дело, а в самом голосовании. Прокуроры, поставленные для того, чтобы следить за соблюдением законов, должны бы заводить уголовные дела против членов и председателей избирательных комиссий разных уровней. Десятки, сотни, тысячи уголовных дел. Как Степашин в каждом ежегодном докладе в самом конце скромно сообщает, сколько тысяч уголовных дел заведено по итогам проверок. Так должно бы быть и с нарушениями закона о выборах. Некоторых злостных нарушителей добровольные «общественные прокуроры» смогли даже заснять на видео в момент изготовления левых бюллетеней. Но что-то не слышно о тысячах, сотнях и даже о десятках дел такого рода. Вот народ и возмутился. И на митинги пошел.
Тут нужно понимать, что не выборы в Госдуму так взволновали людей, не сама эта Госдума. Подавляющее большинство наших сограждан не интересуется, кто там (в Госдуме) вообще есть. Я вот лет шесть проработал в парламентском издании, слушал и описывал заседания, брал интервью с депутатами и сенаторами, статьи сочинял. И знаю, что в массе своей депутаты и сенаторы – люди неяркие. То есть как люди, как мужики депутаты, может быть, и особенные, в состоянии произвести впечатление… но как граждане в большинстве своем это серая масса, выполняющая указания «хозяина». «Хозяева» у них разные, но стиль взаимоотношений единый – номенклатурный: можешь не выполнять, так сказать, должностных обязанностей, но по звонку «хозяина» в лепешку разбейся, но выполни приказ.
Так вот, я и говорю, что сами депутаты народу неинтересны абсолютно. Большинство народа не в курсе, кто там вообще сидит. И не интересуется. Возмутились люди тем, как посчитали. И вышли на площадь…
Я не выходил.
Не интересно. Да и дел много, обязанностей набрал на себя, нужно отрабатывать, а не по митингам разгуливать. А вот среди моих знакомых немало есть интересующихся и посещающих митинги. Вот вчера встречался с несколькими своими знакомыми. Одна молодая женщина, участница митингов последних недель 2011 года, подарила мне значок – круглый кусок жести, затонированный белой краской и с портретом главы правительства. А поперек лица этого главы по диагонали красная полоса, как на дорожном знаке.
Я повертел в руках значок, положил в карман куртки. Вроде как на память об этом времени митинговой вспышки. Хотя…
Кроме молодой женщины с митингов, в тот вечер довелось мне поговорить и с писателем, и фотографом-бильд-редактором… Довелось также поспорить и с партийным функционером КПРФ из одного очень большого города, и со специалистом по Бхагавадгите, и с полковниками-участниками боевых действий на Кавказе… Прямо наваждение. Что значит Новый год приближается…
Время было уже более чем вечернее, шло к полуночи. После встреч и обсуждений распрощались, и я пошел к метро. Рядом оказалась станция метро «Арбатская» темно-синей линии, самая длинная станция. Еще входя в вестибюль станции сквозь вертящиеся стеклянные двери, услышал я «во глубине» пространства какие-то отдаленные вопли. Прохожу я дальше по вестибюлю, к турникету прикладываю проездной – опять какие-то невнятные и громкие, но вдалеке: «У-у-у-утин А-а-а-азел». Встаю я уже на эскалатор, на ступеньку лестницы, а впереди гораздо ниже опять это же «У-у-у-утин А-а-а-азел». И вот тут-то я начинаю различать средь этих звуков некий смысл, согласующийся с недавно прошедшими митингами. Своеобразная дифракция получилась: накладка нескольких одновременных событий. Молодые люди начали уже Новый год праздновать, приняли горячительного сверх меры. Выборы прошли «не так». Митинги опять-таки… Вот один из молодых людей в подвыпившей компании и принялся выражать накопившееся и совместившееся во времени и пространстве: «У-у-у-утин А-а-а-азел».
Сунул я руку в карман куртки, а там значок с перечеркнутым портретом. «Зачем он мне?!» - думаю, - «Все равно будет пылиться в ящике стола и периодически попадаться на глаза долгие-долгие годы». Нет, решил я, не хорошо это. Есть же вот человек, которому значок нужнее, чем мне. Пошел я по ступенькам вниз. Уже на платформе станции нагнал компанию. Тронул за плечо молодого человека. «На!» - говорю, и сунул ему значок. Тот – не смотри, что «выпимши» - сразу оценил оказавшийся вдруг в его руках артефакт. Можно сказать, с восторгом отнесся.
Как говорится в таких случаях, награда нашла… того, кого искала.
Прям, святочный рассказ какой-то получился. Что поделать – Новый год идет. А я часть функций Деда Мороза выполнил – подарок вручил.