Россия в условиях мирового экономического кризиса и международных санкций должна сформировать новую социальную политику.
Уже сейчас очевидно, что социальная политика нашей страны изжила себя. Постоянная ориентация на поддержку незащищенных слоев населения, за счет природных ресурсов. без активного развития частно-государственного партнерства, без государственной поддержки инновационных предложений граждан, без создания надлежащих условий для роста человеческого капитала, без реформы налогового законодательства, не даст ощутимых результатов.
При этом уже сейчас очевидно, что Россию не устроит постоянно растущий объем некачественных товаров и услуг. Многие подходы, в частности по оголтелой поддержки бизнеса, не представляющего гарантии качества и безопасности на продукты свой деятельности, просто изжили себя и не дают нам возможностей для интеграции отечественных товаропроизводителей в международную торговлю.
По мнению экспертов, способ расчета прожиточного минимума в России, как и само понятие «потребительская корзина» давно устарело. В мировой экономике данные понятия практически не используются.
Затрону еще один вопрос, касающийся поддержки бизнеса, подчеркну добросовестного, ставшего редкостью в последнее время. Возьмем закон о торговле, имеющий безусловно массовое применение и не имеющий никакого социального обременения! Где наша умная, адресная поддержка неимущих? В международной практике продовольственные и непродовольственные "льготные талоны" могут быть использованы только для покупки отечественных товаров, что является также и частью комплексной государственной поддержки малого предпринимательства. А ведь у наших предпринимателей и фермеров проблем не меньше. И отдельные поддерживающие мероприятия не спасают положение. Фермерские хозяйства и небольшие производства, пытающиеся работать в реальном секторе экономики, распространенные и поддерживаемые в Европе как часть национальной культуры, выживают в нашей стране с трудом. Так почему не перенять положительный опыт и не взяться за решение проблемы комплексно, объединив существующие проблемы в одну социальную государственную программу?! Подобная практика позволяет решать две важнейшие задачи одновременно: поддержка внутренней национальной экономики (стимулирование фермерства и мелкого бизнеса, снижение безработицы) и эффективное ведение социальной политики с упором на поддержку нуждающихся слоев населения.
Неужели для нас десятки миллиардов рублей направленных на отечественного производителя ничего не значат? Неужели лучше написать очередную доктрину, привязанную к сомнительным политическим технологиям и отчитываться по ней , предлагая виртуальные меры вместо реальной работы?
Отмечу также, что до настоящего времени не находит применения предложение, препятствующее резкому росту цен, связанное с размещением на упаковке товаров отпускной цены производителя.
Впрочем, как и предложение для поддержки некоторых категорий малого бизнеса, связанное с введением единого налога на вмененный доход.
Что делать? Ничего особенного-надо просто понять и усвоить нашим чиновникам только одно, что реформы социальной политики проводятся не для того, чтобы избежать кризисных ситуаций, а для того, чтобы свести их негативные последствия для нас-граждан России к минимуму, и тут нужна конкретная, слаженная работа ответственных исполнителей.
Я думаю также, что для успешной реализации государственной политики нужна паспортизация всех объектов социальной инфраструктуры с утверждением данных документов представителями гражданского общества и установление строгого общественного контроля за исполнением соответствующих адресных программ и планов.