Почти дописал статью «Ненормативная политика: русский мат как зеркало революции». Математическая лингвистика с неумолимостью точного знания доказывает: нецензурщина становится ядром новой политической речи, паролем пробуждения общества, приходом обновления и очищения.
Теперь это язык:
а) коммуникации общества с властью,
б) конфликта между политическими лагерями,
б) единства по обе стороны баррикады.
Сейчас именно на этом языке кроют врагов и консолидируют сторонников, а также обозначают желаемое направление движения власти, вектор ее перемещения в обозримом будущем. И дело не в том, что половина скандалов про это 1. Все куда лучше. Наиболее популярные высказывания, оценки культовой личности и пожелания ей доброго пути – все сплошь именно матерные, причем не для украшения речи, а по сути. Если бы не тургеневский стиль Кашина и лексическая щепетильность Божены/Ксюши, единый лозунг Альтернативы уже был бы, и он был бы отменно матерным, и это было бы правильно. Точнее, этот лозунг уже есть, но именно в силу своей ненормативности он пока не стал официальным.
Теперь всерьез. За языком надо следить. Особенно аналитикам, историкам и философам. И политикам. Нынешний яростный, захлестывающий мат – проблема уже не стилистическая, она вышла далеко за рамки этики и этикета. Это проблема политическая, даже историческая. Восстаньте над историей Страны и Мира, обозрите ее вокруг: такого еще не было, нигде и никогда, за всю историю всех наблюдений. И это не вопрос распущенности или вседозволенности – это вопрос страсти, накала, силы нелюбви (проще – антирейтинга). В этой лексической форме выражена сама суть отношения к предмету высказывания, к известным людям и институтам. Так не самовыражались ни в адрес осточертевших генсеков и самой КПСС, ни в отношении предыдущих президентов СССР и РФ. Еще совсем недавно так вообще не выражались в публичном политическом пространстве. А теперь выражаются – задорно, с огоньком, творчески (а не для связки пустых слов, как у ботов и троллей Партии Божьей Росы). И делают это с такой энергией, что становится и жутко, и смешно… Кстати, «мать» в этих речевых практиках, не употребляют – чтобы не смягчать.
Перед революцией 1917 года о. Г.Флоровский написал: «И вдруг все стало очень серьезно». Если хотите понять, насколько все серьезно уже сейчас – вслушайтесь в этот энергичный и изобретательный мат, в это креативное, инновационное словоизвержение народа, делающего первый, но уже широкий шаг к модернизации.
Особенно это полезно слышать тем, по ком звонит этот колокол.
Пока все, а то саму статью не напечатают.
_____________________
1 Людей в «КоммерсантЪ – Власть» уволили за не вполне цензурную, хотя юридически корректную надпись на бюллетене. Придурок залез в Твиттер к своему со всех сторон любимому Президенту и там отматерился – бездарно, но где! Выложили прослушку БН, нарвались на бытовую феню, зато теперь бомонд интеллигентно обсуждает: 1) что здесь такого, 2) кто и по какому праву нас слушает, 3) какой дурак и зачем все это себе же на голову вывалил. Дамское отделение великосветского гламура, ворвавшегося в политику легким, свежим матерком – отдельная песня, заслушаешься.