На Неделе моды в Нью-Йорке разразился редкий скандал. Под давлением прессы был отменен показ моделей под брендом Guli, принадлежащем дочери президента Узбекистана Гульнаре Каримовой.
Кто-то брякнул, что причиной изгнания азиатской принцессы с нью-йоркского подиума якобы могли стать обострившиеся противоречия между Вашингтоном и Ташкентом. Ничего подобного, господа. Теория закулисного заговора тут не работает. Ирония судьбы именно в том, что сегодня узбекско-американские отношения переживают как раз-таки очень хорошие времена.
Ташкент нужен Вашингтону, и Вашингтон за последние годы сделал очень многое, для того, чтобы задобрить Ташкент и крепко задружиться с Каримовым, который еще вчера был заклеймен и Европой и самим Госдепом, как тиран, расстрелявший сотни собственных граждан. Можно сказать, что американский официоз простил Каримову андижанскую бойню 2005-го и примирился с его прочими грехами. Однако на подобные шаги оказался не готов пойти мир модной тусовки.
Что же продемонстрировал отказ богемного Нью-Йорка принимать Гульнару Исламовну? То, что индустрия моды далеко не безразлична к вопросам соблюдения прав человека? Не будем так наивны. Организаторы шоу всего лишь показали, что прислушиваются к общественному мнению и лишний раз подтвердили силу и влияние свободной прессы.
Никто (если он не политик) больше не хочет иметь дела с «фашист-фэшн-дизайнером» и «дочерью деспота, кровавого диктатора», «народного мучителя», который «заживо варит в кипятке своих оппонентов» - а именно так называют сегодня Гулю в американских газетах.
Вторая тема - принудительный детский труд на узбекских хлопковых полях. Правозащитники из «Хьюман райтс вотч» и оппозиционеры очень сильно постарались, чтобы довести до американского читателя все подробности ювенильной эксплуатации.
И теперь весь просвещенный мир, читающий газеты, боится быть обвиненным в том, что одевается в хлопок, собранный руками бесправных детей и подростков. От узбекского хлопка на Западе отказываются не только модные дома, но и сети, торгующие ширпотребом. Вот она – сила прессы! И всем в тусовке наплевать на то, что правительство уже не считает Каримова «врагом демократии». У тусовки есть свое мнение, отличное от мнения властей.
В Нью-Йорке случилось то, что невозможно в Узбекистане и в России. К сожалению, грандиозный позор дочери не станет «Уотергейтом» для ее папаши - президента Узбекистана. Тому, как говорится – «плюй в глаза – все божья роса». Да и узбекская пресса обо всем этом не напишет: нельзя, цензура.
Российскую прессу скандал вокруг Гульнары все же частично заинтересовал. Но, думается, московские друзья азиатской принцессы, разбогатевшей за народный счет, будут спокойно принимать ее в гостях, как и прежде. На российскую тусовку документы «Хьюман райтс вотч» не действуют. Для российской тусовки позиция властей важнее, чем публикации в прессе и крики правозащитников. Бренд Guli вполне может быть представлен на Неделе моды в столице России. Так что, Гульнара Исламовна: приезжайте в Москву, отсюда вас никто не прогонит!
По крайней мере, до тех пор, пока Кремль считает вашего папу своим «другом и стратегическим партнером».