Поиск национальной идеи стал темой непрерывных общественных дискуссий. Поисковые системы в интернете на запрос "национальная идея" дают такое количество ссылок, на знакомство с которыми не хватит человеческой жизни. В сущности, продвижение искомой модели - это борьба за избирателя и, в конечном счете, за выбор нового пути развития России. Сегодня система государственной власти, как никогда ощущает недостаточность уже освоенных ею способов общественного контроля и нуждается в дополнительных инструментах структурирования социального пространства и консолидации населения. Но нестабильность в обществе может базироваться не только на политических причинах, но и в большей степени на причинах экономических. Внутренняя неудовлетворенность чисто потребительскими вопросами, а отнюдь не ущемлением своих политических прав, создает в обществе постоянно нарастающее внутреннее раздражение, которое могут легко использовать в своих корыстных целях реальные противники России. Проходящие оппозиционные митинги, кроме очевидной подпитки извне, имеют существенную подпитку изнутри. Очевидно, что большинство демонстрантов в проходящих митингах не выражают свою политическую позицию. Эти манифестации являются для них своего рода отдушиной, через которую они спускают перегретый пар накопившегося раздражения и неудовлетворённостью качеством их жизни.По большому счету, и это надо честно признать, потребитель, член общества потребления, в котором мы проживаем, достаточно индифферентно относится к институту власти, за исключением тех случаев, когда мир вокруг него становится некомфортным. Сегодня мы видим, что нарушение интересов потребителей происходят во всем: необоснованное завышение цен, некачественные продукты питания, контрабанда и контрафакт алкоголя, табачной продукции, лекарственных препаратов, некачественное медицинское обслуживание, платные дошкольные и школьные учреждения, потребительское кредитование и т.д. Другими словами, риски затрагивают все сферы жизни: ЖКХ, строительство, транспорт, медицину, образование, туризм, страхование, мобильную связь и интернет. По мнению экспертов, способ расчета прожиточного минимума в России, как и само понятие "потребительская корзина" давно устарело. В европейских странах данные понятия практически не используются. Но наши законодатели пока ничего не планируют менять. В настоящий момент можно смело утверждать, что общество в основной своей массе раздражено до предела. Однако причина этого отнюдь не политическая, а именно неудовлетворенность качеством жизни.Таким образом, сегодня формирование некой идеологии в области защиты прав и интересов граждан, с моей точки зрения, должно стать главным государственным приоритетом. Власть должна показать сегодняшнему избирателю, что он живет в правовом государстве, где он, как потребитель, полностью защищен от некачественных товаров и услуг и от недобросовестного предпринимателя. К сожалению, отечественный потребитель пока не рассматривается на государственном уровне, как основной участник модернизации и важнейший фактор экономического развития, способный обеспечить более высокие темпы развития отечественного производства. В действительности же, в центре экономических преобразований должен быть человек, его безопасность и благополучие.Это объясняется тем, что сегодняшняя экономическая политика государства направлена на защиту интересов производителя товаров и услуг. Доказательством этого являются большие преференции и льготы для производителей, такие как отменена внеплановых проверок, отсутствие обязательной сертификации продукции, отсутствие технических регламентов на основные продукты жизнедеятельности и т.д. Кроме того, неэффективна существующая система санкций и штрафов на производство и продажу некачественных товаров и услуг.
С уверенность можно сказать, что данная ситуация привела к дисбалансу правового поля в сфере защиты прав потребителей и стала причиной появления на рынке большого количества недобросовестных производителей. Единственным юридическим документом, который призван защищать потребителей в России, является закон РФ «О защите прав потребителей», принятый в 1992 году. Он сыграл немалую роль в защите интересов потребителей, стал основополагающим документом для всей отрасли потребительского права, основой для становления национального потребительского движения. Однако проведя юридическую оценку данного Закона, сегодня можно констатировать, что его необходимо не просто совершенствовать, а создавать с нуля, чтобы он мог отвечать современным экономическим вызовам и правовым реалиям, тем более после вступления России в ВТО. Полноценная система защиты прав потребителей не может базироваться на одном законе. Для полноценной защиты прав потребителей необходим свод законов, регламентирующий все наиболее важные аспекты данного вопроса.
Подтверждением служит эффективная система защиты прав потребителей в развитых странах, таких как США, Германия, Англия и т.д. Например, в системе правовых актов Японии выделяют семь групп законов по защите потребителей. Первая группа регламентирует вопросы предотвращения физического и материального ущерба потребителей. Ко второй группе относятся законы о мерах и весах. В третью группу законов входят: Закон о стандартизации и маркировке сельскохозяйственной продукции, Закон о питании, Закон о стандартизации промышленных товаров и Закон о маркировке предметов бытового назначения. Четвертая группа - законы о недопущении ограничений конкуренции. Пятая группа предусматривает комплекс мер по укреплению позиций потребителя в деловых отношениях с производителями. Шестая группа - о просветительской политике. В седьмой группе относятся законы о качестве и безопасности, процедурах регулирования жалоб.
Исходя из выше изложенного, могу утверждать, что единственной консолидирующей идеей для российского общества могла бы стать концепция «житель-потребитель-избиратель». Все мы – граждане великой страны – являемся повседневными потребителями всевозможных товаров и услуг, в том числе государственных, которые определяют главный критерий нашей жизни – качество. Высокое качество жизни общества сформирует новое сознание людей, которые будут голосовать за Власть, полагаясь в основном на степень удовлетворенности своих социально-экономических интересов!