По сути, и 2016-ый год стал продолжением всех тех процессов, которые были запущены несколько лет назад. Поворотным в жизни малого и среднего бизнеса стал 2012 год, когда был отменен ЕСН с его пониженной ставкой отчислений, и его разделили на обязательные платежи в так называемые социальные фонды. При этом отчисления от фонда оплаты труда (ФОТ) возросли почти в 2,5 раза и сравнялись в этом с уровнем ставок для нефтяных корпораций. К тому времени рыночный уровень цен на товары и услуги малого бизнеса уже сложился, и надеяться на его повышение адекватно увеличившейся налоговой нагрузке было невозможно. За счет чего тогда произошло увеличение доли ФОТ, приходящейся на соответствующие отчисления? За счет вымывания инвестиционной составляющей в ценах на выпускаемые товары и услуги, оказываемые малым бизнесом.
Как ни парадоксально, но эксперимент по введению ЕСН и снижению нагрузки на фонд оплаты до 14% в конечном счете пошел во вред малому бизнесу. Если бы этого эксперимента не было, то малый бизнес как-нибудь адаптировался бы к складывающемуся уровню издержек и обеспечил бы себе хоть какую-то рентабельность. А так — одно ведомство социального блока решило свои локальные задачи, найдя дополнительный источник поступлений во внебюджетные фонды, но принесло при этом в жертву весь малый бизнес. Впрочем, еще вопрос, увеличилась ли вообще абсолютная сумма отчислений во внебюджетные фонды от малого бизнеса. Судя по некоторым публикациям, результат в итоге был противоположным.
Нужна перезагрузка
Нам необходимо решить проблему высокого износа производственных фондов в стране, поскольку это влияет на производительность труда, на себестоимость продукции, на ее конкурентоспособность.
Между тем есть и внешние факторы, то есть ограничение доступа к финансовым ресурсам, которые препятствуют модернизации и повышению производительности труда. Во многих случаях без западных капиталов и технологий затруднительна модернизации производства.
Сейчас слишком много факторов, которые будут усиливать дисбаланс между ценообразованием и непрерывным ростом издержек. Немалую роль в этом играет и государство, которое инициировало, впрочем, совершенно обоснованно, рост зарплат бюджетников. Но подход к такому решению должен был быть системным. Если мы говорим А, то надо говорить Б и все остальные буквы алфавита, потому что у любого процесса есть обратная сторона.
Как только у бюджетников резко выросли зарплаты, очереди желающих трудоустроиться не только около малого, но и около крупного бизнеса тут же рассосались. Потому что нельзя сравнивать относительно гарантированную зарплату в бюджетной сфере и заработок в коммерческом секторе, где в любое время можно лишиться работы. На госслужбе там, извините, пенсия. Я могу платить в Пенсионный фонд миллионы рублей, но пенсию в любом случае буду получать в два раза меньше, чем какой-нибудь среднеоплачиваемый чиновник на госслужбе.
Так, в 90-е годы у меня была очередь на трудоустройство в мою фирму из главных бухгалтеров предприятий с опытом работы. Сейчас квалифицированных кадров, ищущих работу, нет. Это вам скажет любой директор аудиторской фирмы. Да и не только аудиторской. А если рассматривать вариант с теми требованиями, с какими мы принимали на работу в 90-е годы, то такому специалисту надо платить минимум в два раза больше, чем получают самые сильные наши аудиторы, которые должны их проверять и, соответственно, иметь еще более высокую квалификацию.
Государство инициировало рост зарплат в бюджетном секторе и, соответственно, запустило цепную реакцию по всей цепочке в экономике. Реальный сектор тоже был вынужден повышать зарплату, чтобы вообще не остаться без квалифицированных кадров. Но раз повышают зарплату, то повышаются издержки, и продукты и услуги становятся менее конкурентоспособными. И малый бизнес здесь опять оказался крайним.
Государство сейчас с большим трудом удерживается от того, чтобы не увеличить еще больше налоговую нагрузку на бизнес, для выполнения своих социальных обязательств. Ведь наращивание социальных обязательств за последние годы делалось в расчете на постоянный рост цен на нефть. Цена на нефть сейчас находится на уровне начала двухтысячных, а обязательства по сравнению с тем временем были существенно увеличены.
Татарстан — это отдельная песня
Говоря об экономике в России в целом, нельзя не сказать отдельно о Татарстане. Все познается в сравнении. Если, например, сравнить состояние малого бизнеса в нашей республике с другими регионами, то в Татарстане, говорю это безо всякого преувеличения, его положение отличается в выгодную сторону. При этом надо понимать, что наш Татарстан — это особый случай. Многие из тех, с кем я общаюсь, нам очень сильно завидуют. И в том, что у нас есть такой президент, и в том, что работа поставлена так, когда дела реально делаются и виден результат. Но … перезагрузка должна произойти во всей стране. И чем быстрее она произойдет, тем лучше.
В любом случае я хотел бы пожелать нашим читателям в Новом году две вещи, которые мне кажутся очень важными. Не стоит строить какие-то апокалиптические прогнозы и надо больше опираться на собственные силы и возможности, а не ждать, пока государство принесет все готовое на блюдечке. И максимально выкладываться по полной, делая свое дело, понимая, что судьба страны зависит от каждого из нас.