“Деньгами пахнет не на Кипре, а у нас в Норильске. Запах серы и хлора пропитал город – заводы вокруг города выплавляют цветные металлы,- говорит Наташа Машенцева, мой тренер по фитнесу, - Норильск опережает Чернобыль по загрязненности. Дым очищать дорого, дешевле платить штрафы экологам. А когда приезжают комиссии, то заводы приостанавливают, и запаха такого сильного нет. Рудники под землей длиннее, чем все московское метро. Аналогов промышленного района «Норильск», включая город, нигде в мире больше нет. Город окружен трубами со всех сторон.”
Наташа недавно переехала из Норильска в Петербург по государственной программе переселения из зоны экологической катастрофы. О Норильске она рассказывает с любовью и горечью. Когда у нее заболела сестра, и умерла мама, она решила, что надо уезжать. Квартиру они сдали, оформили документы и получили сертификат, который оплатил частично покупку квартиры в Петербурге. Наташа выросла в суровом крае суровом, укутанным лютым холодом и ветрами беспощадными. Но она такая хорошая - жизнерадостная, искренняя и открытая! Ее все обожают в нашем фитнес клубе! Она лучше всех ведет занятия. Она - чудо просто!
Наш петербургский климат кажется ей замечательным. Когда она приехала в Петербург первый раз летом, то больше всего ее поразил шум листьев, потому что в Норильске нет деревьев. Наташа говорит, что там живешь, как на острове. Вокруг тысячи километров непроходимой тундры, поэтому машины в Норильске не угоняют, куда их девать потом? Нет никакого сухопутного сообщения, только самолеты и полгода нелетной погоды. Если есть какие-то задолженности, то в аэропорту не пустят на самолет. Я еле нашла на карте этот удивительный город, в котором на домах нарисованы огромные номера, чтобы в пургу было видно, в котором все ездят на такси. В Норильске дешевое такси, никак у нас, поездка по городу летом прошлого года стоила 100 рублей. Но все остальное дороже, чем на материке. Передвигаться на такси удобнее всего. Свою машину надо греть и откапывать, а автобусы ходят редко. Детские коляски зимой не увидишь, потому что на улице глубокий снег и уносящий все ветер.
Когда я смотрела в Интернете видео о Норильске, то просто была в шоке. Я спросила Наташу: “В ледяной пустыне живут пингвины, белые медведи, но природа сделала так, что им комфортно и тепло, а людям то это за что?” Наташа ответила: “Одни приезжают с надеждой заработать. Другие хотят испытать себя. Я там родилась и пока не съездила на материк, думала, что так и надо жить. Я уехала, но скучаю по Норильску. Только за тысячи километров от него многое понимаешь. Люди там сильные, мужественные, суровые, но не злые и не жадные.” Норильск - город, где никогда не слышно шелеста листьев, где девять месяцев лежит снег, дует ураганный ветер, и где стоит ядовитый туман с запахом денег. Город, который строили репрессированные люди. Город – завод.
Отец Наташи Анатолий Николаевич Машенцев - пенсионер не хочет переезжать в Петербург, хотя она очень его уговаривает. Я поняла, что есть что-то сильнее обстоятельств. Есть сила духа. Русские первыми заселят другие планеты, потому что они могут выжить в любых условиях.
Еще полгода назад я не знала об этом городе…
колонна