Сны с точки зрения психологии первым изучил З. Фрейд. Основатель психоанализа назвал сновидения «…Королевской дорогой в бессознательное». Он дал научное объяснение природы сна, установив взаимосвязь между психическими процессами и сновидениями. Анализ сновидений и сегодня занимает в психоанализе центральное место. Исследование скрытого смысла сновидений позволяет понять многое из содержания бессознательного. Сновидение – это ширма, за которой прячется множество интересных историй. Это – входная дверь, за которой множество межкомнатных дверей и перегородок.
Некоторые люди верят в вещие сны. Некоторые православные считают, что «сны – от лукавого». Кто-то просто полагает, что «приснится же такое…». Но во всех этих вариантах не учитывается то, что человек сам является единственным автором, режиссером и сценаристом для сюжетов своих сновидений. Мы говорим: «Я видел сон». В некоторых языках авторство сновидения встроено в структуру речи. Например, французы говорят: «Я сделал сон».
Каковы функции сновидений? Почему некоторые сны повторяются? Почему некоторые люди не помнят снов, а иные и вовсе их не видят. Какие скрытые послания зашифрованы в сновидениях? Попробуем разобраться сегодня.
Сны связаны с двумя организациями: это тело и психика. З. Фрейд выделял несколько источников сновидений, то есть обстоятельства возникновения сновидений.
* Например, внешние объективные раздражения, которые существуют помимо нас: собака лает на улице, а нам снится громкий, неестественный смех; или на улице разгружают мусор и этот шум с улицы во сне представлен как раскаты грома.
* Равно внешним есть внутренние субъективные раздражения: когда болит горло, нам может присниться колючая проволока на шее; или человеку, которому знакомо, что такое удушье (например, у страдающего астмой) может присниться как он поднимается в гору и испытывает нехватку кислорода.
Психологов такие сновидения не интересуют, потому что в них нет психического содержания и они не нуждаются в переработке.
Психологов и тем более психоаналитиков интересуют чисто психические источники – следы нашей душевной жизни. Что бы нам ни приснилось, каким бы причудливым не был наш сон, сновидения всегда имеют связь с реальностью. В каждом сновидении есть дневной остаток, то есть остаток от любого из прожитых нами дней, возможно даже самых первых и самых ранних, а возможно того, который был накануне.
Знаете ли Вы какова основная функция сновидения? Обычно у людей бывает много разных версий на этот счет. А в действительности – сновидения выполняют функцию продления сна. Если бы мы не видели сновидений, то постоянно бы просыпались. Например, Вы очень хотите пить, и Вам снится, что Вы пьете. Пока Вы пьете во сне – Вы продолжаете спать. Как только жажда становится сильнее, Вы просыпаетесь, чтобы попить в реальности с этого момента сновидение не справляется со своей функцией. Часто маленькие дети не успевают проснуться в туалет и продолжают преспокойно спать в мокрой кроватке, потому что им приснилось, что они уже это сделали правильно, сходив на горшок.
Соответственно, сновидения-кошмары не могут выполнить функцию продления сна, так как такой сон всегда означает травму.
Задачами сновидения является интеграция и психическая переработка дневных переживаний и событий.
В сновидениях всегда есть преобразования, которые именуются метаморфозами. Даже во сне некоторые элементы вынуждены изменять свой облик. Это – искажение. Часто за одним сновидением – целая жизнь. Видим сновидение мы быстро, рассказываем дольше. Самое длинное сновидение по данным исследований длится 4 минуты. Весь материал в сновидениях присутствует в конденсированном, сгущенном виде. Это – сгущение. Мы никогда не видим то, что мы чувствуем или думаем в неизменном виде. Образы накладываются друг на друга: рассказываем об одном человеке, а по описанию выходит другой. Это – смещение. Мы не можем увидеть во мне того человека, которого никогда не видели.
Когда мы - психоаналитики работаем со сновидениями, то мы ищем то, что прячется, а не работаем с выпуклыми фигурами, деталями. Имеет значение последовательность сновидений, динамика и чувство, их объединяющее. Сны могут быть абсолютно разного содержания, но в каждом из них, например, человек чувствует беспомощность или страх, ревность или зависть.
Способность видеть сны есть критерий достаточно высокого уровня развития психики (прошу Вас не путать с интеллектом). Если человек действительно не видит снов – значит, психика не работает должным образом. Если видел, но перестал видеть – это тревожный признак. И это может стать прелюдией к телесной болезни.
Другое дело, если человек забывает свои сны, значит он бессознательно что-то не хочет помнить. Вопрос: что предпочитаете забыть?
Очень распространенное явление, любимое многими психоаналитиками – это повторяющиеся сновидения. Повторяющиеся сновидения – есть область психической травмы. Если сон повторяется, это значит, что какая-то травма (чаще всего детская) осталась как неразрешенное ядро внутри психики.
Если с течением жизни или по ходу психоанализа (терапии) материал повторяющегося сновидения меняется, значит динамика положительная. Потому что, даже если травма была, но всегда легче помочь справиться с тем, что было, чем с тем, чего не было в жизни. Не очень хорошая мать лучше, чем мать, которой не было, которая отказалась, которой ребенок никогда не знал.
В классическом психоанализе считается, что бессознательное нежелание или страх видеть сны влечет за собой бессонницу, то есть это и есть объяснение бессонницы. Однако за 100 лет существования психоанализ развивался и сделал много шагов вперед, и я больше всего склоняюсь к версии что бессонница как неспособность спать имеет отношение к неспособности расстаться с кем-то или с чем-то, к тревоге разделения, именуемой в наши дни сепарационной. Часто люди, страдающие от созависимых, симбиотических отношений страдают также от невозможности заснуть. Это и страх отпустить контроль, и расслабиться, и расстаться со своими близкими, со своими мыслями… но главное – неосознанная тревога отпустить вчерашний день и проснуться уже в завтрашнем.
Желаю Вам здоровья и разных сновидений, преимущественно добрых и сладких!
На фото: картина Сальвадора Дали "Сон"