Старики-разбойники и картина-распутница
Вот потешались мы над американцами с их странными эротическими фантазиями относительно музеев — и, видно, допотешались! Звонит мне тут мой друг из Нью-Йорка, который работает в Metropolitan Museum, и спрашивает: «А что у вас происходит в Пушкинском?» А мне-то стыдно признаться, что я не очень в курсе культурных событий — может, там выставка какая-нибудь проходит или привезли «на гастроли» мумию... Вот я и молчу скромно. А он мне: «»У нас тут говорят, что у вас там … одна картина человеческим голосом эротические байки гражданам в уши дует!»
«Ты шутишь, - говорю, - Роберт! Этого не может быть! А сама лезу в интернет — и вижу! Ребята, даже если это реклама, то не побоюсь уподобиться прекрасной няне Вике из одноименного сериала и воскликнуть: «Креативненько!» Не зря же все психологи, начиная от дедушки Фрейда, настаивают: любая «встроенная» эротическая подоплека привлекает к предмету. Иными словами, если, скажем, в высшую математику аккуратненько «встроить» эротический подтекст, то граждане к ней потянутся. Даже балбесы студенты, у которых только пиво на уме, и даже горе-инженеры, ненавидящие свою профессию. А раз не все наши граждане пока хотят добровольно приобщаться к высокому искусству, то мы их — вуаля! - и привлечем... Клубничкой. Которую любят все, что бы они не говорили.
В общем, не знаю, как это произошло, но произошло следующее. В середине марта в стенах учреждений, связанных с культурой, поползли слухи, подозрительно напоминающие советскую «аморалку»: дескать, граждан морально разлагают, и не где-нибудь, а в приличном месте. И ни в каком-нибудь, а в музее им. Пушкина.
Опрос в школе моей дочери показал: те училки, которые на весенние каникулы пытались приобщить свои классы к высокому, пребывают в большом смущении — дело в том, что вместо прекрасного и вечного в Пушкинском им нашептывали непристойности голосом, больше подходящим для работы в «сексе по телефону»! А делала это ...картина Антониса ван Дейка «Леди д'Обиньи и графиня Портленд» (конец 1638 - начало 1639 гг.)
«Это портрет распутницы и девственницы», - так характеризовал свое творение сам автор. Наблюдаем: вот мужчина интеллигентного вида в очках берет аудио-гид — устройство, которое, не мешая окружающим, в индивидуальном порядке знакомит посетителя с экспозицией. Любитель живописи вставляет наушники и … Начинает краснеть, бледнеть, нервно оглядываться по сторонам, снимать и надевать очки. Гостя явно смущает то, что нашептывает ему в ушко аудиогид от Пушкинского музея! Но при этом джентльмен, хоть и подозрительно озирается в поисках возможного провокатора, явно не спешит расставаться с наушниками.
Что же шепчет картина-распутница?
Немного придя в себя, посетитель сам переходит на шепот:
- Ну и голосок у этой картинки! Ей бы в сексе по телефону работать, а не в музее пылиться! И во всех подробностях описывает интимную жизнь двух изображенных на полотне женщин! А тех, «кто хочет нечто большего», знойная барышня в наушниках зовет куда-то на Арбат... Первый раз такое слышу! Да еще в таком приличном месте, как Пушкинский музей! Это же музей моего детства!
Однако Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина отрицает свою причастность к «эротическим аудиогидам», которые, оказывается, бесплатно раздавали перед входом в здание музея на Волхонке, 12, в течение всего марта.
«Появившиеся сообщения в прессе о том, что ГМИИ имени А.С. Пушкина якобы «сам организовал данную акцию с целью популяризации выставочной экспозиции в молодежной среде посредством Интернета» не соответствуют действительности», - подчеркнули в пресс-службе музея.
Также в дирекции музея добавили, что «картина Антониса ван Дейка «Леди д'Обиньи и графиня Портленд» трактуется данным аудиогидом как «портрет распутницы и девственницы», в связи с чем в течение минуты рассказывается соответствующая история фривольного содержания. В администрацию музея поступило 8 жалоб по этому поводу. В этой связи официально заявляем, что ГМИИ имени А.С. Пушкина не будет повторять эту акцию (даже на основании нескольких десятков звонков, поступивших с подобными просьбами). Сообщаем также, что данные аудиогиды провокационного содержания в магазинном ассортименте музея не были и не будут представлены», - подчеркнули в музее.
Вмешалась и пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова — в качестве представителя попечительского совета музея:
- Это недопустимо и кощунственно по отношению к шедеврам!
Музей подозревает в сознательной провокации другой музей — но только не такого высокого искусства. Поэтому сейчас охрана здания на Волхонке усилена, ведется видеосъемка по периметру, а правонарушителей обещают привлекать к административной ответственности.
А мне почему-то вспомнился фильм моего детства «Старики-разбойники». Там два бодрых пенсионера по наводке своей подружки-пенсионерки, работающей в музее, пытались ограбить пристанище искусства. Но наживы ради, а дабы привлечь интерес граждан к вечным ценностям. И опять-таки приветик Фрейду: секс и криминал — вот что, увы, на 100% привлекает внимание общества. Просто пенсионерам из страны, где секса не было, делать эротические намеки было не к лицу... А то бы они вне всякого сомнения вместо вульгарного ограбления задумали бы что-нибудь более игривое.
А вот и сама картина-распутница:
Видео-ролик–