Москва на Манхэттене

Блог Леонида Заславского
Публицист

Накануне кризиса, разразившегося еще в 2008 году, положение с продажей американской недвижимости оказалось крайне тяжелым. Этот бизнес едва дышал, когда продавцы манхэттенского жилья той весной получили повод вздохнуть с облегчением: на их рынке появились богатые покупатели из России. В газете New York Metro появилась тогда заметка, где сообщалось, что заморские толстосумы буквально ворвались на американский рынок роскошного жилья, пользуясь гостеприимством янки и ослаблением, постигшим доллар.

«Нью-Йорк вдруг превратился в привлекательное место для крупных инвестиций, – удовлетворенно заключил автор. – При этом самый значительный спрос отмечен на рынке жилья класса люкс. И если с 2007 года в целом по стране фонд непроданного жилья возрастал и в результате стоимость недвижимости упала, то на Манхэттене наблюдается совсем иная картина". Там же уточнялось, что "когда новые русские покупатели высаживаются на Ист-Сайде, это означает, что они будут прицениваться не к студиям в районе Центрального вокзала, а к роскошным кондо, где нередко становятся владельцами сразу нескольких квартир, а также к крупным особнякам или дорогим таунхаузам и пентхаусам. О квартирах же в обычных кооперативах - даже тех, которые еще недавно отказывались привечать зарубежных пришельцев, - теперь нечего и говорить».

Наступивший затем кризис лишь ненадолго приостановил экспансию российских толстосумов. Новый ее всплеск не заставил себя долго ждать, и в конце января 2012 года еженедельник "Ньюсуик" отреагировал на него заметкой "Наши новоселы - денежные мешки". Публикация пестрит цифрами, свидетельствующими о баснословном богатстве новых нью-йоркцев, которые вовсе не перестают быть москвичами, и о размахе их вложений в заокеанскую недвижимость.
Более четверти века назад невзыскательный американский кинозритель с азартом смотрел голливудский боевик "Красная заря" – про то, как колорадские парни, возбужденные криками "Русские идут!", мужественно защищали свой захолустный городок от советских десантников. Теперь, когда новое нашествие из России стало реальностью, пришельцы практически не встречают сопротивления. Причина в том, что они оснащены солидными валютными счетами – оружием, куда более универсальным и пробивным, нежели десантные вертолеты и автоматы Калашникова.

В Нью-Йорке давно известно, что здесь толстосумы из России "положили глаз" на роскошную недвижимость. Например, к кондоминиуму в Time Warner Center, современнейшее здание которого возведено в 2002 году у юго-западного входа в Центральный парк и окаймляет всегда оживленную площадь Колумба. Сотрудница компании, управляющей этим центром, сообщила: «Вначале более 80 процентов собственников нашего здания были американцами, но уже с 2004 года ситуация стала меняться, и ныне почти половина площадей раскуплена иностранцами». «Олигарх от русского алюминия» Василий Анисимов, деловой партнер Алишера Усманова, за 15 млн долларов купил там для своей дочери-студентки Анны "гнездышко" площадью около 400 кв.м . Позднее он подыскал для нее, попавшей, согласно списку «Форбс», в число "самых привлекательных наследниц", еще одно манхэттенское жилье и затратил 23 млн долларов, чтобы выкупить и перестроить двойной таунхауз, ранее принадлежавший местной аристократке Дайане фон Ферстенберг.

Вторжение выходцев из России на ослабевший американский рынок дорогого жилья наблюдался не только в Нью-Йорке. Летом того же 2008 года Дмитрий Рыболовлев, 43-летний российский миллиардер, владелец холдинга по производству и продаже удобрений, приобрел у строительного магната Дональда Трампа за 95 млн долларов дом-усадьбу с участком около 60 соток во флоридской приморской зоне Палм-Бич. Согласно заявлению Трампа, это была самая дорогая в американской истории сделка по продаже жилья на одну семью.
А на исходе 2011 года Екатерина Рыболовлева, 22-летняя дочь этого "олигарха от удобрений", отметила свое новоселье в 88-миллионном пентхаусе неподалеку от жилья Анны Анисимовой - в начале престижного проспекта Central Park West. Еще надавно этот пентхауз принадлежал бывшему председателю правления банка "Сити-груп" Сэнди Уейлю. Его жилье включало два камина, спальню размером в холл и художественную галерею. Стоимость этой сделки побила все рекорды продажи манхэттенской недвижимости и вызвала смятение в семьях некоторых других российских толстосумов. Ведь в день, когда эти апартаменты были выставлены на продажу, для их осмотра пришло восемь потенциальных покупателей. Шестеро из них оказались россияне.
В январской заметке отмечено, что Дмитрий Рыболовлев принадлежит к олигархам поколения Михаила Прохорова и Романа Абрамовича. Как и ряд их коллег постарше, они сколотили огромные состояния после развала Советского Союза. Сумев быстро нажиться на продаже нефти, металлов, удобрений и прочих ресурсов, эти богатеи стали с легкостью тратить миллионы долларов на роскошное жилье, яхты, драгоценности, популярные спортивные клубы, произведения искусства и пышные приемы с участием звезд мирового шоубизнеса, а также собственных детей.

Грациозная блондинка Катя Рыболовлева во многих отношениях заметно отличается от других соотечественниц, наводнивших Нью-Йорк за последние годы. Она успела приобрести широкую известность в русских сообществах Швейцарии и Монако, а также в среде студентов престижного американского университета. Прибыв в Нью-Йорк, она пополнила растущий клуб российских жен и дочерей, не без оснований считающих этот город если не второй, то третьей своей родиной. Екатерина - участница международных соревнований по конному спорту (за ней здесь закрепилось прозвище "русская всадница"), и в конюшне у набережной Гудзона ей принадлежат три породистые лошади. Когда Катя осваивала свою новую жилплощадь, бывший ее владелец Уейль – один из тех банкиров, на кого возлагают вину за прошедший финансовый кризис, – переехал с женой в гораздо меньшее жилье внизу того же здания. Его давний знакомый, повидавший то и другое жилище, заявил, что в сравнении с апартаментами Екатерины новая квартирка Уейля выглядит как "обитель горничной".

Помимо Ани Анисимовой и Кати Рыболовлевой, к названному кругу принадлежит Ольга Крутая - жена известного композитора Игоря Крутого. После осмотра нескольких квартир в здании, где обосновалась Катя, супруги решили выложить 48 млн долларов за апартаменты в гостинице "Плаза". К сливкам этого сообщества относят также Дашу Жукову, 30-летнюю подругу Романа Абрамовича, приобретшего за 300 млн долларов огромную яхту и за 36 млн ранчо площадью 80 гектаров в районе колорадского горнолыжного курорта Аспен. Недавно на Манхэттене заявила о себе и Кира Пластинина, 19-летняя дочь Сергея, сделавшего состояние на производстве и продаже соков. Сфера интересов самой Киры - линия по созданию модельной одежды, продаваемой в специализированных магазинах Нью-Йорка.

Бурная эпопея проникновения россиян на Манхэттен не обходится без курьезов. Бывший член российского Совета федерации Андрей Вавилов, занимавший в ельцинском правительстве пост замминистра финансов, а позднее владевший компанией «Северная нефть», оформил по Интернету покупку за 53 млн долларов двух пентхаусов класса люкс в том же роскошном отеле «Плаза». Это произошло, когда эта знаменитая по многим романам и фильмам гостиница, возведенная в самом сердце Нью-Йорка (у пересечения центральных магистралей – 5-й авеню и 59-й улицы) и вступавшая во второе столетие своей жизни, находилась на реконструкции. Однако, увидев отремонтированное жилье воочию, Вавилов разочаровался и заявил: «Эти апартаменты похожи на мансарду». Олигарх потребовал расторгнуть соглашение и вернуть внесенный аванс. Но отозвать свою подпись на купчей подчас не легче, чем поймать улетевшего воробья. Так что Вавилову предстояла непростая судебная тяжба.

Ныне многие российские толстосумы, а еще больше их домочадцев обретаются в Лондоне. Но, по выражению профессора Стивена Коэна, американского автора нескольких книг о современной России, "Лондон перегревается". Из-за социальных и экономических неурядиц, надвинувшихся на нынешнюю Европу, немало олигархов стали смотреть дальше на Запад. Если к тому же принять во внимание начавшиеся в конце 2011 года массовые волнения в России, а тем более уровень цен на лондонское жилье (которые зашкаливают даже с точки зрения того, кто в состоянии выложить за жилище 88 млн), то кочевьям Рыболовлевых удивляться не стоит. Покинув Швейцарию, где Дмитрий завершил трудный бракоразводный процесс, и отказавшись высадиться на земле Альбиона, он приобрел не только недвижимость в Нью-Йорке и на Палм-Бич, но и контрольный пакет акций по владению футбольным клубом "Монако".

"За последние годы русские почувствовали, что в Нью-Йорке им куда легче, нежели в Лондоне, приобрести респектабельный статус. А он для них весьма важен", - отметил американский адвокат, специализирующийся в оказании юридических услуг российским покупателям нью-йоркской недвижимости. В 2011 году он помог четырем популярным московским ресторанам открыть в Нью-Йорке свои филиалы и не без оснований полагает, что это поспособствует дальнейшему укреплению общинной среды и росту самосознания местных русских. Ведь неспроста немецкий кинематографист Сирил Туши, недавно создавший документальный фильм "Ходорковский", проницательно заметил: "Американцы и эти русские достаточно схожи: те и другие свято верят в силу денег".
В среде российских толстосумов престижно подкреплять свой статус приобретением зарубежной недвижимости. Столь многочисленным и подчас поспешным покупкам способствует целый ряд факторов, включая поиск надежных и разнообразных объектов для вложения капитала, неуверенность в исходе провозглашаемых дома экономических реформ, а также желание "ногою твердой стать" кое-где за океаном, приобщаясь к расширяемому процессу глобализации.

С материалами о ряде других событий и процессов, происходящих в США, можно ознакомиться на сайте leonid-zaslav.livejournal.com.

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру