Я по Москве давно не ездил, зато много накатался по Испании. Сел в Москве за руль, поехал - и быстро осознал, насколько все же московская езда отличается от испанской. (Не буду говорить - от европейской, потому что Европа - она очень и очень разная.)
В Испании несмотря на то, что испанцы-каталаны - народ вроде южный и горячий, езда очень спокойная, расслабленная и комфортная. Ни одна сволочь не будет гудеть, если после переключения светофора на зеленый в течение одной сотой секунды первая машина не тронулась с места. Более того, даже если она 5-10 секунд будет стоять на месте - тоже никто не будет гудеть. Вот если больше - тогда очень коротко и вежливо гуднут (в Москве водители с помощью гудков умеют материться, как известно) - мол, братан, может, ты задумался и отвлекся, так вот, уже зеленый.
Также никто не будет гудеть, если на узкой улочке машина остановится, потому что водитель увидел знакомого/знакомую и остановился, чтобы переброситься парой слов. Однако и водитель наглеть не будет - он поговорит секунд 10-15 и дальше поедет.
В ситуации, когда у вас выезд на главную дорогу (или на кольцо), а там сплошной поток - вас обязательно начнут пропускать. Не вы должны выставлять нос машины (как в Москве), чтобы едущему уже было некуда деваться, а вас будут пропускать - как правило, по очереди: через одну машину.
При подъезде к круговому движению всегда идет две (или более) полосы. По правой едут машины, которым направо или прямо. По левой - те, кому налево или назад. В правой полосе может скопиться какая-то очередь, иногда немаленькая. И местные при этом не полезут в левую (как правило, свободную) полосу, если им прямо, а не направо или назад. Если же туда влез какой-то самый шустрый и самый умный орел, который потом будет втираться в правую очередь, чтобы проехать прямо и создаст если не аварийную ситуацию, то по крайней мере легкий бардак и неразбериху - это будет или француз из определенных областей Франции, или россиянин на прокатной машине, причем, скорее всего, он - житель какого-нибудь крупного города.
Основной принцип движения по Испании - избегать стрессов, не напрягать других и не напрягаться самому. Почти невозможно увидеть человека, который, как в Москве, будет на большой скорости шарахаться из ряда в ряд, создавая бесчисленные аварийные ситуации, потому что это и очень опасно, и попросту глупо - что он выигрывает такой ездой, кроме шанса отправиться на тот свет значительно раньше, чем полагается (и еще, возможно, утащить туда за собой совершенно невинного человека)?
И если вдруг такой человек на автостраде где-то встречается (примерно раз в год я такое вижу), то это россиянин (скорее всего, москвич) на прокатной машине.
Когда я приезжаю в Москву, мне приходится очень резко менять свою манеру вождения. Потому что в Москве действуют совершенно иные принципы. Главное при езде по Москве - максимально напрячь других и максимально напрячься самому. Зачем и почему? Какие-то водители говорят, что они, мол, так расслабляются. Однако это чистый самообман: езда в Москве дико стрессовая, никакого расслабления там нет и в помине, даже если ты и от души обматерил водителя другой машины, предварительно закрыв все окна, чтобы он не дай бог не услышал. Или даже если ты, такой бравый и боевой, выскочил из своей новенькой семерки BMW, чтобы припугнуть бейсбольной битой старичка с орденскими планками, едущего на древнем "Москвиче" за то, что он, по твоему мнению, недостаточно шустро уступил тебе дорогу.
Такое ощущение, что в Москве все соревнуются на тему - кто из них альфа-самее. И эту альфасамцовость определяют исключительно по стоимости тачек. Тут не важно, какой длины у тебя пиписька - ее длину характеризует твоя тачка.
И тут требуется хорошее знание марок, моделей и стоимости. Нужно на глаз определить, насколько дороже та машина, с водителем которой ты конфликтуешь на дороге. Если тебя круто подрезал новенький "Мерседес", а у тебя какой-то, например, Nissan Primera - ты, немедленно подожмешь хвост и даже не бибикнешь, потому что он - альфа-самец по отношению к тебе, он имеет право.
А если тебя подрезал какой-то убитый гольф 1975 года выпуска - вот тут уже ты развернешься вовсю, обгудевшись и обматерившись, ибо теперь ты по отношению к нему - альфа-самец.
Исключения, конечно, бывают, но они только подтверждают правило. Исключения - из серии, что машинка-то вроде намного ниже по статусу, но там едет непростой человек. И если ты этого непростого человека поучишь уму-разуму - может получиться как-то нехорошо. Всем известен пример про владельца какого-то отмывочного банка, который летел со своим кортежем по Рублевке, а с его дороги недостаточно шустро убрался какой-то пряник на старенькой BMW. Прянику охранники банкира по-отечески вломили, а тот оказался голландцем и близким другом дочки господина ПЖ. Где теперь тот банкир? Сидит на нарах, причем крепко сидит. А банки его закрыли - совершенно неожиданно выяснилось, что они отмывали бабки, вот ведь незадача какая.
Отдельный вопрос - возникновение пробок по вине самих водителей. Лично у меня это всегда вызывало наибольшее озверение, потому что совершенно очевидно, что нельзя быть на свете такими долбанутыми. Вот всегда найдется придурок, который на перекрестке проедет уже на красный, причем только для того, чтобы наглухо закупорить проезд и не дать проехать машинам с перпендикулярной дороги. И там возникает клинч. Которого бы не было, если бы не этот идиот и не эти идиоты.
Или манера московских водителей наглухо забивать пустые съезды, например, слева, чтобы, будучи самыми умными, пораньше пробраться на съезды справа. (Как раз вчера по Интернету гуляла очень наглядная картинка по данному поводу.)
Плюс - езда самых умных по обочинам на загородных трассах. Каковые, умные, потом все щемятся в правый ряд, создавая сплошную неразбериху и аварийные ситуации, а те самые глупые, которые спокойно и честно едут по правому ряду, почему-то должны ждать, когда самые умные проломятся впереди них.
Главное два термина, которые характеризуют езду по Москве - это ЖЛОБСТВО и ХАМСТВО. Причем я вовсе не хочу сказать, что все водители в Москве - жлобы и хамье. Да нет, многие из них в обычном общении - милейшие люди. Просто в них это воспитывалось годами: дома и на работе они - одни, в машине - совершенно другие.
Есть у меня знакомый - ученый-химик. Милейший и интеллигентнейший человек в очках. Отличная семья, двое детей. Разговаривает тихо и на хорошем русском языке. Как-то раз я с ним прокатился по Москве. Вместо ученого-химика рядом со мной сидело какое-то законченное быдло: он подрезал другие машины, непрерывно матерился трехэтажным матом, хамил на дороге по-черному. На вопрос, зачем он это делает, химик ответил, что, во-первых, он так расслабляется, а, во-вторых, в Москве, дескать, иначе нельзя.
А можно иначе в Москве, ребята, можно. Оно понятно, что призывать всех быть вежливыми на дорогах и уважать себя и других - бесполезно. И тут действительно может сработать только два фактора. Один утопичный (в нынешней ситуации), другой - не очень утопичный.
Самый главный фактор, который бы движение в Москве быстро привел бы к нормальному - это драконовские штрафы за нарушения и четкая работа ГАИ по наказанию за нарушения правил. Вот как в Америке. В Штатах полицию не видно и не слышно, а стоит тебе начать носиться из ряда в ряд или еще как-нибудь выделываться - как из-под земли сзади появляется машинка, которая тебе сзади "люстрой" бибикнет - и ты уже с полными штанами, потому что штрафы - адские плюс если ты часто нарушаешь, то и штрафы еще выше, и прав тебя лишат в момент.
Я как-то ездил с другом-американцем по Германии, так мне пришлось его выгнать из-за руля и туда не пускать: он на трассе, где в левом ряду все ехали 180-200, больше своих 60 миль/час (менее 100 км/ч) ехать не мог физически. Вот так его в Штатах вздрючили.
Ну и второй вариант - начать с себя. Не быть жлобом, не хамить на дороге, вести себя вежливо. Да, утопия. Но, глядишь, что-нибудь с мертвой точки и сдвинется.
Кстати, обратил внимание на то, что пешеходов все-таки стали пропускать. Не все, из-за чего жизням пешеходов угрожает большая опасность, но уже очень многие. Значит, что-то все-таки меняется к лучшему.
Извините, если кого обидел. Я просто к тому, что когда окунаешься в это все после большого перерыва - уж больно заметна разница. Прямо-таки сильно бросается в глаза. Особенно когда знаешь, что все может быть очень и очень по-другому.