Премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил концепцию создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью естественных монополий с участием потребителей, сообщает пресс-служба правительства РФ.
Все было бы понятно, если бы данная концепция была утверждена после принятия закона "Об основах общественного контроля в РФ". Напомню, что указанный законопроект был обсужден и одобрен на совместном заседании ОП РФ и Совета общественных палат России еще год назад ( 3 ноября 2012 г.) и до сих пор не принят. Очень жаль, что разработчики предлагаемой концепции не сочли нужным обсудить ее в Общественной палате РФ и Союзе потребителей России!? После этих замечаний трудно говорить о сути концепции, которая предполагает активное участие потребителей в формировании тарифов естественных монополий. В очередной раз правительство стремится поспешно продемонстрировать свою открытость, предлагая общественные инициативы, разработанные в кабинетах министерств и ведомств. Но граждан России сейчас больше волнует не «открытость», а «способность» реального правительства решать существующие вопросы и персонально отвечать за предвыборные обещания, о чем им постоянно напоминает Президент РФ. Кстати, если быть абсолютно точным, Владимиром Путиным поручено правительству "обеспечить создание механизма осуществления общественного контроля за формированием и реализацией инвестиционных программ естественных монополий". Особо подчеркнуто, что делать это надо "с участием потребителей".
А правительство, не имея государственной программы по поддержке обществ защиты прав потребителей, не отладив функционал для общественных советов при государственных органах власти, забыв о недоработанной идеологии "Российской общественной инициативы", не посоветовавшись с объединениями потребителей, предлагает нам создать непонятные потребительские органы, чьи представители смогут принимать участие в работе советов директоров компаний-монополистов, и тем самым влиять на образование тарифов. Не проще ли установить тотальный общественный контроль за работой государственных органов, имеющих соответствующие полномочия и отвечающих персонального за данный вопрос. Неужели общественные советы способны, по мнению разработчиков концепции, заменить Федеральную антимонопольную службу, Счетную палату РФ и многочисленные профильные министерства и ведомства? А может вернуться к практике правительственного контроля инвестпрограмм естественных монополий через механизм утверждения их на заседаниях правительства, пригласил туда, с правом голоса, общественные организации и взять на себя ответственность за происходящее? Ничего подобного нам не предлагается. Складывается впечатление, что в утвержденной концепции нарушается один из главных принципов общественного контроля-его независимость. В такой ситуации любые инициативы будут выглядеть, как банальная имитация реального контроля. Хотя, может быть, мы с нашим правительством по разному понимаем термин "потребитель" и предлагаемый порядок направлен на защиту прав влиятельных инвесторов и представителей крупного бизнеса, которым нужны контролируемые тарифы для производства товаров и предоставления услуг, за которые, при отсутствии добросовестной конкуренции, заплатят любую цену граждане России.
Но тогда нарушается социально-экономическая стабильность общества, которая является главным принципом государственной тарифной политики.