Хорошо все-таки жить в столице! Можно случайно оказаться за одним столом с Пьером Карденом, а можно незапланированно спланировать на 13 ряд партера МХАТа Горького как раз в тот момент, когда на сцену выходит человек по имени Иван Охлобыстин.
Большая афиша ЧТЕНИЙ Ивана Охлобыстина размещалась преимущественно на заборах, среди концертных афиш. Я думала, Охлобыстин устроит что-то вроде театра одного актера, как делал Гришковец. Будет разыгрывать пьесу. Или сядет в кресло и будет читать что-нибудь, и на лице его время от времени будет мелькать гоголевская усмешка.
Выглядит он так (фото из Интернета, если автор найдется, подишу):
Охлобыстин вышел, никого не изображая. Не в образе, а в самом себе. И громко, торжественно стал читать с листа речь о том, как чудесно он сейчас воспользуется тем, что 1,5 тысячи человек пришли на него посмотреть. Два часа длилось представление, во время которого публика узнала из уст Ивана много полезных вещей:
- как не попасть в аварию (молиться за других и благодарить бога),
- как стать удачливым (благодарить бога),
- как стать привлекательным (благодарить бога и любить ближнего),
- мнение Охлобыстина по поводу разрешения гражданам иметь травматическое оружие (Иван считает, что вооружить население необходимо, цитирую по своим записям: «Народные избранники саботируют право избирателей защищать себя с помощью травматического оружия! Боятся расправы?... Разоружают народ, видать, дефолт на подходе… За право защищать семью с нормальным оружием во время смуты!»),
- мнение Охлобыстина по вопросу русской национальности и возвращения в паспорта пятой графы («Как может страна называться Россией, если по документам ни одного русского не существует?» - смех в зале. Размышления о великой национальной идее, мол, у всех народов она обычно сводится к мировому господству, а у русских: «Наша великая национальная идея – не допустить исполнения национальной идеи любого другого народа», - далее логически выведенный из этого постулата русский национальный хаос и неспособность обустроить даже собственный быт ).
Выражая свои монархистские политические взгляды, Охлобыстин вывел, что у нас два пути – либо помазанник божий, либо война. В конце пианист сыграл гимн России и зал поднялся с аплодисментами. Отличный режиссерский ход – тут тебе и национальный подъем, и персональный поклон перед стоящим залом. Замечательно придумано. Но это то, от чего на душе остался осадочек митинга. Как будто бы тебя втравливают в политический спор – но полноценным участником спора ты быть не можешь – все-таки ты зритель, знай свое место в зрительном зале.
Но были и высоко-поэтичные, возвышающие моменты, и просто забавные. Когда Иван зачитывал эссе о любви, или во время сказки о "Симке из преисподней". Симкарте. Или про зеленую статую Ленина на кладбище. И, конечно, вне всяких похвал фортепианные перебивки Шопеном и Рахманиновым.
Позднее, в гримерке, Охлобыстин говорил, что и сам не может определить, как подобную форму выступлений назвать. Это что-то сродни выступлениям древнегреческих ораторов, которых люди приходили послушать и подумать. "Мы перестали получать удовольствие от размышлений". Надеюсь, видеоинтервью скоро появится на сайте и его смогут посмотреть все. Тем более, там есть прекрасные моменты. Например, Охлобыстин выявляет главное в русской душе.
А вот уже готово наше видео из гримерки, вот по этой ссылке пройти надо:
И благодарна небу за эту "случайность". Как говорил мой любимый Мастер Угвей, случайности не случайны.