Минюст отказал в регистрации партии Дмитрия Медведева
Это оказалось возможным в 2006 году. И уже тогда стало ясно, что партийный строитель из него неважный.
За последние 3 года в России не было зарегистрировано ни одной партии. Всем отказывал минюст, ссылаясь на нарушения в документах и несоблюдение минимальной численности. У самих несостоявшихся партийцев другое мнение — им отказали по политическим причинам. Возможно, оппозиционеров утешит то, что в свое время было отказано и партии, которая создавалась для... Дмитрия Медведева. И причина тоже оказалась политической.
О той парадоксальной ситуации рассказывает лидер Северо-западного отделения несостоявшейся партии, а ныне депутат муниципального уровня, петербуржец Вадим Дегтярев.
- Как вы попали в медведевский партийный проект?
- Весной 2005 года я ушел с работы в банке и один знакомый, бывший замполит, предложил войти в штаб новой создающейся партии. Он сказал, что это - кремлевский проект. Формальным лидером пока будет известный по Госстрою Николай Маслов...
Досье
Николай Васильевич Маслов родился 16 мая 1960 г. Окончил Московский инженерно-строительный институт. Работал на предприятии "Мосводоканал", в 1990 г. избран депутатом, членом президиума Моссовета, возглавлял комитет по городскому хозяйству Моссовета. С 1991 г. — заместитель руководителя Департамента муниципального жилья, с 1992 г. — начальник Управления приватизации жилья департамента Мэрии г. Москвы. В 1995 г. создал и возглавил Партию народного согласия и общественное объединение "Столичное жилищное движение". С 1997 по 2005 был заместителем председателя Госстроя России. После 2006 года стал магистром богословия и Президентом фонда святого благоверного князя Александра Невского, владеет радиостанцией «Народное радио». В 2009 году возглавлял администрацию Сергиева Посада, после увольнения стал уклоняться от общения с прессой.
...но делается проект под Дмитрия Медведева, который первое время будет как бы ни при чем. Знакомый знал, что я работал с Медведевым со времен Смольного. К тому же у меня был опыт работы в предвыборных штабах, например — на губернаторских выборах в штабе Виктора Зубкова. Проект назывался Социальная партия России. В Москве для партии уже нарисовали неплохой логотип — триколор из трех человечек. Был достаточно неплохой проект манифеста, провозглашающий идеологию современного социализма. Центральный штаб находился в Москве на Пятницкой, а мне предстояло создавать питерское и Северо-Западное отделение. Понятно, что все проекты Кремля, как капоты от жигулей — одинаковые, только цвета разные. Но идея возглавить региональную ячейку и войти в федеральный политсовет мне понравилась. Мы стали набирать в партию большое количество людей, они шли с удовольствием. В основном — коммунисты, но присматривались к нам и яблочники. Идея современного социализма была востребованной, к тому же люди спрашивали: под кого создается партия? Мы не могли говорить прямо, намекали. Но люди, которые приезжали нам помогать из Москвы, своих лиц не прятали, и было понятно, с кем они связаны. В общем, амбиций у нас было много. К нам заглядывали даже действующие депутаты — чайку попить, справочки навести, а после регистрации — может быть, и перебежать к нам...
- Медведеву на тот момент были близки социалистические идеалы?
- Да. Товарищу Маслову идеология была по фигу, он хотел просто публичности, быть на виду, двигаться в эфир и к законодательной власти. Ему нужна была тусовка. А идеология шла из Кремля. Я так понимаю, что идеологи партии озвучивали именно пожелания Медведева, который до конца 2005 года руководил кремлевской администрацией. Среди нас был человек, который напрямую обсуждал с Медведевым, какой социализм мы будем строить. Он и сейчас с Дмитрием Анатольевичем работает. Я пытался какие-то изменения внести в программные документы, о чем-то спорить. Мне в ответ: «Ну погоди, он так хочет. Станешь лидером регионального отделения, войдешь в российский политсовет — тогда и химичь, как хочешь. А пока есть заказ и есть человек, которому нравится социальная идея». И вообще просили обходиться без самодеятельности. Если ты приходишь красить стену в желтый цвет — крась в желтый, как заказали. А если ты хочешь в зеленый — крась на здоровье, только в другом месте.
- Медведев своей рукой писал какие-то пункты программы?
- Я не видел. Был спичрайтер из Москвы, который писал на тему социализма и создания социалистической партии для Маслова и для региональных лидеров. Он и мне для конференций писал речи, с которыми я был не во всем согласен, но исполнял. Я понимал, что все мы - технические фигуры, а игра идет наверху.
- А по каким направлениям лично вы работали с Медведевым?
- Еще до партии мне нужен был административный ресурс для банковской деятельности. И я на Дмитрия Анатольевича выходил еще с тех пор, когда он в Смольном работал. Кстати, о партийной программе мы с ним вообще не говорили. Он считал, что в идеологию я лезть не должен. Я даже когда что-то спрашивал — он отшучивался. А может быть, он и сам в идеологии был не силен, а опирался на мнение консультантов. Он вообще на тот момент не был политиком. Пару раз на чаепитиях мы его пытали. Он блуждал. А вот о выборах говорили гораздо содержательнее. В этом он понимал! Прекрасно знал, как их выигрывать. Он же к тому времени провел две кампании Путина. Я его просил поделиться опытом. Типа, что вы сделали, чтобы Путин победил в 2000-ом? Он скромничал. «Всем же все было понятно: люди за него пойдут голосовать. Главное не мешать им это делать, воздержаться от глупостей. А чудес не требовалось». Он себя не выпячивал, но от него исходила уверенность: уж что-что, а с выборами у нас будет все окей. Поэтому люди в партию и шли. Задачи стать первой партией, всех смести - никто тогда не ставил. Это была такая спокойная работа, как в избирательном штабе Виктора Зубкова на губернаторских выборах 1999 года в Ленинградской области. Его штаб тогда Грызлов возглавлял и я в нем работал. Тогда тоже никто не ставил задачу занять первое место и победить всех на свете...
- Какое впечатление производил Медведев до президентсва?
- В жизни достаточно простой человек, приятное впечатление производил. Он был полнее, чем сейчас, и веселее. Однажды обсуждали шкуру неубитого медведя: кто куда и кем пойдет после успешных выборов. Он все переводил в шутку. Рассмешил до слез. Он тогда не любил принимать решения и что-то обещать.
- Партию под Медведева решили создать, когда стало ясно, что Путин не пойдет на 3 срок?
- Нет, в том-то и дело! В 2005-ом еще не было нацпроектов, Медведев был ограниченно известен, но большинство населения вообще не знало, кто такой Медведев и зачем ему партия. Да, все понимали, что Путину идти на третий срок было бы некорректно. Но о том, что Медведев может стать кандидатом в президенты, нам сказали, когда мы уже прошли весь путь по созданию партии и выходили на регистрацию - в 2006-ом году. Причем это было нам оглашено под грифом «совершенно секретно». А когда начинали делать партию об этом и мысли не было. Вообще многие из нас, хотя и не сомневались в успехе партии, но не могли бы поверить, что Медведев станет президентом ядерной державы. Не было в нем таких четких лидерских черт.
- А зачем тогда партию создавали?
- Был проект, заказ, финансирование. Почему бы и не создать? Была какая-то цель. Создать некую вменяемую альтернативу «Единой России» и одновременно коммунистам. В «ЕР» на тот момент попало очень много людей, которым не то, что в партии, а на свободе делать особенно нечего...
- Итак, вы взялись за дело...
- На меня работало порядка сотни волонтеров, раздавали анкеты. Весть про партию разнеслась быстро, хотя мы даже сайт не стали делать. Многие люди из других партий приходили к нам, я их лично принимал в кандидаты. В члены до регистрации принимать нельзя. Но они говорили, что когда нас зарегистрируют — они тут же выйдут из своих партий и перейдут к нам. Но просили, чтобы пока нас не зарегистрируют — их анкеты никуда не попали. Я был членом политсовета по Северо-Западному округу. В конце октября мы провели учредительное собрание петербургского отделения в Доме моряков. Медведева на нем не было, хотя его ждали. Готовили собрание со всеми предосторожностями, стояла охрана, чтобы лишних людей не было. Но перед этим Медведев в питерский закс приезжал, по пути заходил в мой офис. Сказал, чтобы слушался московских кураторов, не фантазировал слишком уж. Мы и не фантазировали, а готовили документы для регистрации. И вот в один прекрасный день все учредительные документы и подписи упаковали в большие коробки и отправили в минюст. Это уже шел 2006 год. Про нас писали в местной прессе так загадочно, что мы - партия, куда входят люди в дорогих костюмах с внимательными глазами. Из других регионов в минюст тоже отправляли документы, и сомнений в том, что нас зарегистрируют, не было. Уверенность была настолько высокой, что когда мне в это время предложили новую работу в банке - я отказался, даже и не думая. Знал, что нас зарегистрируют и жизнь разделится на «до» и «после». Рассчитывал стать лидером регионального отделения, войти в федеральный политсовет и затем — в Госдуму. И вдруг, в августе 2006-го...
- вас не регистрируют...
- Нам отказали на основании нарушений в документах. Хотя кремлевские юристы, когда все готовилось, считали, что документы идеальные. У нас было более 50 тысяч человек с первичными ячейками в более, чем 51 регионе. То есть все требования закона были соблюдены. Я общался с юристами. Я еще думал, что это — какой-то технический сбой, что как же так: партию Медведева завернули! Можно было подать в суд, можно было исправить ошибки. Если брака оказалось больше 5%, давайте исправим и подадим документы заново. Юристы соглашались, а один из них отвел меня в сторону: тебе, говорит, скоро все расскажут, не рыпайся пока... И вскоре мне все объяснили... «Ребята, вы молодцы, работали хорошо. Вопросов нет. Просто проект не удался и поступила команда «стоп». Но заплатили нам все, что обещали.
- Так что же произошло?
- Конфликт между Масловым и Медведевым. ДАМ к тому моменту уже перешел на работу в правительство, первым вице-премьером. И вот Маслов это как-то по-своему расценил и заявил, что больше не хочет быть временной и технической фигурой, и собирается делать свою политику. Дескать, не станет отдавать 50 тысяч человек, которые входили в партию под него, кому попало... Все это происходило в присутствии Путина. Решение похоронить партию было принято в считанные минуты.
-Куда делись люди, которые больше года на партию отпахали?
- Людей было жалко. Ленинградское отделение было самым крупным в стране: больше 10% партии. Еще в течение года они на что-то надеялись, спрашивали, как же так? Я не мог им ничего объяснить. Ведь идея была шикарная. У сегодняшних эсеров, которых создали вместо нас, есть социализм, но он какой-то вялый, кто такие социал-демократы в нашей стране не понимают. А у нас было все ясно: социализм в лучшем смысле этого слова. Товарищи говорили: давайте мы сами, без всяких кремлевских дело доведем. На хрен нам Маслов и Медведев. Пошли в минюст, давайте не будем выпускать идею из рук. Но я уже понимал, что так у нас ничего не делается. Это утопия. Постепенно люди расползлись по другим партиям.
- А лично на Вас вся эта кампания как отразилась? Пришлось пожалеть, что не приняли предложения банка?
- Я в период создания партии перезнакомился со многими депутатами питерского заксобрания. У одного из них потом стал помощником. К сожалению, против него на выборах поставили Сихарулидзе и докинули ему 10 тысяч бюллетеней. А потом все эти бюллетени не удалось пересчитать потому, что их съели крысы, которые, как известно науке, полиграфическую продукцию не едят. Потом как политтехнолог я работал на каждых выборах. А в итоге сам стал депутатом муниципального образования Автово.
- После того, как партию провалили, вы с Медведевым общались?
- Один раз, когда он только-только стал президентом, приехал в Питер и устроил сходняк для своих. Поздоровались. Он похудел, стал лучше выглядеть. Мы его поздравляли, он застенчиво улыбался. Бывают лидеры, которые наслаждаются победой, а он был смущен: ну повезло, ну так вышло... Больше мы не виделись, ему стало не до нас. Показателен пример со школой, где учился и он, и его жена, и моя жена. И моя дочка должна была пойти в нее — школа у нас во дворе находится. Пошли устраиваться. Там все портретами ДАМа увешано. А ремонтик вшивенький, ничего за эти годы не изменились. И оборудование то же, и учителя даже те же. И мы устроили ребенка в школу чуть подальше, но получше.
- За последние годы Медведев изменился?
- У него совсем уставший вид, как у человека, который пробежал длинную дистанцию и стал сдуваться. Он тянет, но через не могу. У Путина вот по-другому. Бывают такие породистые мужики, бандитские рожи, у которых чем дальше, чем больше шрамов, когда они уже такие седые — тем больше силы чувствуется. А Дмитрий Анатольевич из тех, кого жизнь затирает, госслужба на таком градусе его выматывает. Вот бывают люди, которые несутся за рулем из города в город со скоростью 180 километров в час, и их это не напрягает, они даже отдыхают. А для другого — в руль вцепился, глаза стеклянные. Для него езда — это стресс. Руководить такой державой не каждому дано. Мне кажется, Дмитрию Анатольевичу не дано.
Беседовал Михаил ЗУБОВ
Комментарии экспертов
Юрий Коргунюк, руководитель отдела политологии фонда ИНДЕМ: «Практически никаких сведений о проекте «Социальная партия России» сейчас не сохранилось. Но я как раз в те годы вел бюллетень «Партинформ», и моей обязанностью было отслеживать любые партийные мероприятия. И там нет-нет — да и появлялись какие-то проекты документов, анонсы конференций, в которых эта партия фигурировала. Но на мой взгляд, это проект, который существовал только на бумаге, потому что ничего конкретного они не сделали. Было неясно, кто еще принадлежит к этой партии кроме самого Маслова. И кто вообще этот Маслов. Фигура малоизвестная, хотя если покопаться — реально активная. Он и в Аграрной партии что-то делал, и вокруг Горбачева крутился... Но сама по себе эта личность ни о чем не говорит, поэтому вероятность того, что Маслов был технической фигурой, а проект делался под кого-то более серьезного — существует. Я вполне допускаю, что эта партия была кремлевским проектом, который просто передумали доделывать и свернули на полдороги.
Владимир Прибыловский, руководитель проекта «Антикомпромат»: «Я, возможно, первым написал статью о том, что Медведев будет зиц-президентом при правящем премьере Путине. Это было как раз летом 2005-го, в то время, когда партия Маслова и создавалась. Так что, в принципе, она действительно могла быть заточена под Медведева. Маслов связан с Полтавченко, поэтому участие в кремлевских проектах для него не проблема. Он авантюрист, ко всем лез в друзья, и вообще мог быть за кого угодно, а потом перебежать. Работал с Лужковым, потом поссорился с ним, допускаю, что мог поработать и поссориться с Медведевым».