Их было не слишком много, гораздо меньше, чем вышло бы по такому поводу даже в небольшой, но действительно европейской стране. География протеста тоже сильно суженная. В Москве, по моим ощущениям, на марше их было порядка тысячи, сохранивших совесть и смелость вопреки телевизору и полицейским репрессиям. Власти Москвы и Всея Руси не согласовали гнев матерей – челобитную подали на день позже, чем по придуманным мэрским правилам. Но ведь не должны подзаконные акты чиновников отменять Основной закон государства по столь формальному признаку, далеко не всегда соблюдаемому. Смысл несогласований – испугать и тем самым снизить протестную «явку». Надо признать, это пока эффективно работает на фоне жёстких прецедентов с разгонами абсолютно мирных демонстраций.
Как бы там ни было, в Москве, Питере, Екатеринбурге, Кирове, Пензе, Ижевске и ряде других городов смелые и неравнодушные вышли в поддержку арестованной/задержанной (хрен редьки не слаще) активистки «Открытой России» из Ростова-на-Дону Анастасии Шевченко, потерявшую тяжелобольную дочь. Омерзительно настырные в Москве serbовцы (четвёрка одних и тех же скандалистов на абсолютно всех протестах) получили наконец какой-то отпор. Их полиция мягко, но увела с акции, назревала драка с платными провокаторами. Кстати, в Москве полиция на этот раз имела совесть и совсем не буйствовала, перекрывала движение по ходу марша, совсем как в политически нормальном городе. Но это частности, так сказать, малые радости жизни. В общем же, в России налицо свершившийся факт: частокол антиконституционных законов и судебных практик окончательно отгородил гражданское общество от базовых прав и свобод. Собственно, а зачем конституция, если у нас вождь, патриарх и духовность зашкаливает? У нас даже центр «Э» и ФСБ в крестиках. А если и гнобят многодетных матерей, то только по закону, исходя из равенства в преследованиях. Чем, собственно, матери лучше отцов или детей?
Шутки шутками, но граждане действительно оказались в тесном и, надо сказать, грязном загончике, который ещё и сужается, а поскольку корма всё меньше – кнутом охаживают всё жёстче. Полное впечатление, что под телепроповеди о фашистской хунте в Киеве и западной русофобии, в России вводится диктатура силовиков и чрезвычайное положение. Ничего нельзя, граждане, ни молчать ни славословить! Президента обсуждать можно и даже нужно, но Украины или США. Свой же на пятом сроке, собственно, уже и не президент, а духовный лидер, честь, ум и совесть эпохи, особист особого пути с величием, вечнозелёной модернизацией и консервацией.
В созданном загончике оппозиция не только ослаблена, но и донельзя разъединена. Взять Алексея Навального, много, очень много этот человек делает. Но не понимаю, почему его активисты не участвуют в акциях матерей, слабо поддерживают информационно? А «Яблоко», Парнас, Гудковы? Вот социолог Екатерина Шульман, адвокат Илья Резник, издатель Ирина Прохорова пришли.
Насчёт Навального могу принять лишь одно объяснение: чтобы полиция не зверела от фамилии и чётких требований. Организаторы Марша материнского гнева в свою очередь, мягко говоря, сдержанны в таком сотрудничестве, боятся навредить себе и тем, кого защищают, а если не юлить словами – придавлены полицейским прессингом. Но сдержанностью при таком произволе не многого добьёшься и людей с нар не вернёшь. Как в вопросе неправомерных преследований можно пытаться избежать политизации – ума не приложу.
Вообще объединение оппозиции чрезвычайно больной вопрос, третий по болезненности после диктатуры людей в погонах и покорности судьбе в широких массах.
Надо сказать, что обильно посеянные «страшные» статьи с обещанием новых пали на благодатную почву вековых традиций преследования здравомыслия. Страх вновь быстро разросся в таком климате. Вернулись в страну политзаключённые, узники совести, опять сакрализация войны и поклонение разорительному оружию. Начинаешь лучше понимать, как жили люди при Сталине, хотя пока это ещё пиратская копия архипелага Гулаг.
Хочу лишний раз напомнить, что мы якобы имеем по Конституции РФ (язык не поворачивается назвать её действующей). Приведу лишь одну единственную статью.
Статья 29 Конституции РФ:
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Ужасающая судебная практика и огосударствление основных СМИ фактически упразднили одну из основополагающих статей Основного закона страны. Лихо, однако, правят бесчувственной страной! Появятся ли чувства в суровом климате? Одному богу известно, как и когда.